В гостях у АиФ-Северо-Запад Юусо Хиетанен, генеральный директор компании «NCC Жилищное строительство» (Россия), запустившей в Петербурге и Ленобласти сразу два оригинальных проекта.
— Юусо, в деловых и профессиональных сообществах, например, широко обсуждался не только «зеленый проект» компании NCC «Шведская крона», но и факт закладки первого камня в фундамент обычного жилого дома. Ничего подобного у нас не случается уже очень давно. Это мероприятие имело какое-то символическое значение для компании или это обычная практика?
— В странах Северного региона, где мы также работаем, для NCC это обычная практика. Все свои крупные строительные проекты компания начинает с церемонии закладки первого камня в основание дома. Для нас жилой комплекс «Эланд», который возводится в поселке Мурино, — крупный и очень важный проект в сфере жилищного строительства. И мы, как принято, стартовали с подобной церемонии. Есть несколько причин, почему мы проводим церемонию закладки камня: во-первых, это мероприятие — знак уважения к властям, партнерам, подрядчикам, коллегам; во-вторых, это возможность открыто рассказать обществу о нашем проекте, показать его таким, каким мы его задумали. Абсолютная прозрачность — один из важных постулатов в политике компании. Я считаю, что праздник закладки первого камня создает определенный настрой, который в дальнейшем очень помогает при реализации проекта. У нас есть еще одно нетрадиционное для российского рынка мероприятие — праздник возведения дома под крышу. Это очень важное событие для тех, кто принимал участие в строительстве. В жилом проекте «Шведская крона» у нас уже были два «праздника крыши», так как мы построили две очереди. «Эланд» не будет исключением — думаю, летом мы организуем еще один праздник. В целом за 40 лет работы в России мы реализовали порядка 500 проектов, и каждый из них начинался закладкой первого камня, а заканчивался праздником возведения под крышу.
— Новый проект NCC «Эланд» стартовал под девизом «Шведское качество по доступным ценам». Что вкладывает компания в понятие «шведское качество»?
— Как я уже говорил, для нас «Эланд» — не обычный дом, в этом проекте мы объединяем качество и доступность цены. В первую очередь, качество для нас — это соответствие ожиданиям покупателей, а также выполнение всех обещаний, которые мы даем, и только потом — качество исполнения и используемых материалов. Люди воспринимают качество по-разному, для многих это, скорее, на уровне ощущений. Несомненно, это диалог компании с покупателем, выполнение взятых обязательств, соблюдение всех сроков, как строительства, так и передачи квартир, а также способ передачи. Качество услуг и взаимодействия измеряются посредством обратной связи, это процесс постоянный, мы не перестаем общаться с нашим покупателем. Даже на этапе проектирования важно осознавать, насколько людям будет комфортно жить в квартирах, которые мы для них строим. Если возвращаться к вопросу технического качества, то сначала все построенные квартиры принимаются комиссией, собранной из наших специалистов, мы проверяем соответствие построенного объекта российским нормам и сравниваем со стандартами качества NCC. Стандарты компании гарантируют покупателям высокий уровень качества, который един во всех странах, где представлен концерн.
— Что делает цены на квартиры в комплексе доступными? Экономия материалов, автоматизация, технологии?
— С самого начала сокращение затрат идет от эффективности проектирования и управления строительством. Добиваться оптимизации затрат получается с помощью высокого темпа производства, методов работы, отработанной технологии, а также четкого понимания необходимого количества сотрудников на площадке. Кроме того, мы крупная корпорация, которая закупает материалы в больших объемах, что также помогает нам работать более эффективно.
— Новый проект «Эланд» возводится по сборно-монолитной технологии с использованием трехслойной панели. В России за термином «панельный» закрепился определенный стереотип — «холодный». Российский покупатель, наученный горьким опытом, относятся к домам такого типа настороженно. Отличается ли шведский панельный дом от стандартных российских панельных домов?
— Мы не пользуемся понятием панельная конструкция, мы говорим «сборно-монолитная». Важно понимать, что наш дом состоит из двух частей: первые 4 этажа — монолит, выше — сочетание сборно-монолитных конструкций и монолита. Данные конструкции не новы для нашего рынка, иностранные компании в России давно используют эту технологию, и весьма успешно. Мы одинаково работаем как в странах Северного региона, так и здесь, безусловно, соблюдая российские нормы, и ничего экстраординарного не придумываем. В конструкции самое главное — четкое соблюдение технологии. Наши сборно-монолитные стены представляют собой трехслойные сэндвич-конструкции, которые изготавливаются исключительно на производстве согласно чертежам. Самое главное — внутри каждой конструкции находится утеплитель, который не позволяет холоду проходить через монолитные плиты в квартиры, данная технология позволяет избегать «мостов холода». Кроме того, мы применяем скандинавскую технологию для узлов крепления конструкций и укладки швов. Тепло в доме обеспечивается еще и за счет контроля теплопроводности окон и откосов. Стены домов и все конструкции проверяются нами с помощью специального прибора — тепловизора. Так что холодно в наших домах не будет.
— С выходом компании NCC на российский рынок жилой недвижимости появился новый термин «белая отделка». После сдачи первой очереди «Шведской кроны» петербуржцы уже окрестили ее в привычных для себя терминах как «очень качественная черновая». Название и стандарты этой отделки традиционны для строительства в Швеции?
— Термин «белая отделка» используется также и в Германии, так что мы взяли привычные для нас понятия. Есть еще другие уровни отделки: «черновая», которую мы называем «серой», и «полная». «Белая отделка» называется так потому, что цвет стен и потолка — белый. Нигде нет бетонных поверхностей, все выровнено — достаточно будет положить краску, если хозяину захочется использовать другой цвет, и постелить напольное покрытие. Этот термин используется только в России и в Германии, так как в странах Северного региона и Балтии мы традиционно сдаем квартиры только с полной отделкой. В России мы также готовы сдавать квартиры с полной отделкой. «Белая отделка» — минимум, который мы можем предложить нашим клиентам. Что такое «белая отделка»? Это значит, что вся строительная часть завершена, никаких грязных и шумных работ и в квартире уже не будет. Останется только финальная отделка, которую покупатель сможет сделать сам или заказать у NCC. Так, помимо белых выровненных стен и потолка, мы устанавливаем хорошие окна с улучшенными показателями теплозащиты и регулируемым клапаном притока воздуха, как в «Эланде». В «Шведской кроне» клапан притока воздуха вмонтирован в стену. Элементами «белой отделки» во всех проектах являются стальные входные двери со звукоизоляцией, счетчики электроснабжения с устройством автоматического отключения, розетки, выключатели, а также гидроизоляция ванных комнат. В цокольном этаже устанавливается фильтр для дополнительной очистки воды, в каждой квартире — счетчики горячей и холодной воды с шаровыми вентилями отключения, металлические радиаторы с терморегуляторами.
Мы используем термин «белая отделка», чтобы клиенты понимали, что именно они покупают, ведь тяжело ориентироваться между понятиями «черновая», «подготовка под чистовую» или «серая». Например, разница в уровне подготовки между «серой» и «белой» отделками большая, и затраты при строительстве на них существенно разнятся. Теперь, когда у нас готовы несколько очередей «Шведской кроны», мы можем не только объяснять покупателям, что такое «белая» отделка, но и показывать.
— Столь же необычны в российской практике и договоры бронирования квартир, которые фиксируют цену квадратного метра на момент заключения договора. При последующем переводе в ДДУ компания недополучает часть средств за стадию готовности объекта. Почему компания, учитывая высокие темпы строительства, пошла на такой шаг?
— В Дании, Германии, Финляндии и Швеции это традиционная практика, когда сначала составляется соглашение о бронировании, а затем — договор купли-продажи. Ничего экстраординарного в этом нет. Это обычная процедура для стран Северной Европы: мы прописываем цену и сохраняем ее. Понятно, что здесь речь также идет еще и о взаимном доверии. В странах Северного региона NCC знают и спокойно ждут, когда можно будет завершить юридические формальности.
Все понимают, что купить квартиру в построенном доме дороже, но мы даем возможность приобрести квартиру по цене ниже, чем она была бы при уже завершенном строительстве. Анализируя определенные сегменты рынка, мы понимаем, что среди наших покупателей есть те, кто способен оплатить покупку квартиру единовременно, в полном объеме, но больше тех, кто может купить квартиру только с использованием ипотеки. В данный период времени мы ведем переговоры с рядом банков по поводу ипотечных программ, скоро мы сможем предложить нашим будущим дольщикам широкий выбор. При заключении договора долевого участия клиент должен понимать, что компания думает не только о своей прибыли, но и о нем, так как после внесения первой суммы оставшуюся часть он может взять в банке, таким образом мы предоставляем равные возможности для всех покупателей.
— Петербургский рынок пристально следил за выводом новых проектов компании, темпами строительства, удивлялся неизменно хорошим отзывам о качестве отделки, которыми делились покупатели квартир первой очереди «Шведской кроны». А как расценивает результаты начала реализации жилищных проектов руководство компании и вы лично?
— Я очень доволен результатами. Есть, конечно, несколько моментов, которые я для себя отметил. Например, можно было бы заменить модный цвет плитки, которой выложены подъезды в «Шведской кроне», на не менее модный, но более практичный. В целом процедура согласования документации прошла спокойно, ввод объекта состоялся, сейчас мы передаем ключи. Если наши клиенты довольны и 92% готовы нас рекомендовать своим знакомым, а некоторые из них даже забронировали квартиры в «Эланде», — это очень хороший результат.
Я рад, что наш принцип «строить качественное жилье» работает, мы не можем поступиться им ни при каких условиях, хотя строительные нормы в России и отличаются от европейских.
— Накануне Нового года традиционно не только подводятся итоги, но и строятся планы. Поделитесь с нашими читателями, чем еще удивит компания NCC жителей Северо-запада в будущем году? Новые проекты, необычные технологии, материалы, стандарты?
— Планы у нас серьезные, наша компания растет и развивается: мы вдвое увеличили персонал, переехали в новый офис в центре города, и теперь все подразделения «NCC Россия» находятся под одной крышей. Мы постоянно участвуем в совместных совещаниях с властью, делимся опытом, обсуждаем, какие полезные технологии мы можем использовать здесь. Ведем переговоры о внедрении системы рекуперации тепла в третьей очереди «Шведской кроны». С точки зрения скандинавских стран эта технология абсолютно утилитарная. Планируем приступить к строительству «NCC Village», начнем строительство второй очереди «Эланда», а также, вероятно, четвертой и пятой очередей «Шведской кроны». В общем, в развитии у нас порядка 5000 квартир. О новых инвестициях и проектах, конечно, мы объявим отдельно, в начале следующего года.
Справка:
Юусо Хиетанен, генеральный директор ООО «ЭнСиСи Недвижимость»
Родился 28 марта 1977 года в Ванте, Финляндия. Получил образование по специальности «Экономика и управление в строительстве» в Хельсинкском техническом университете. Более 10 лет работает в международном строительном бизнесе. Участвовал в проектах в России, Прибалтике и Финляндии. В 2004-2006 годах работал менеджером по развитию жилищного строительства в странах Прибалтики и Санкт-Петербурге. В 2006-2008 годах являлся директором по развитию жилищного строительства в Санкт-Петербурге. С января 2008 года занимает должность генерального директора петербургского подразделения концерна NCC — ООО «ЭнСиСи Недвижимость».
Справка:
Компания NCC — один из крупнейших строительных концернов Северной Европы с численностью персонала более 17 тысяч человек и годовым оборотом, превышающим 5 млрд евро. Подразделения концерна открыты в Швеции, Финляндии, Германии, Эстонии, Латвии, Литве и России. С 1972 года шведский концерн NCC — активный участник крупных российских проектов: реконструкции общественных и промышленных зданий, строительства объектов социальной и транспортной инфраструктуры в различных регионах РФ.
За годы работы в России компания реализовала около 500 проектов. В настоящее время NCC реализует два проекта комплексного освоения территорий — многофункциональный комплекс «Шведская крона» в Приморском районе Петербурга и жилой комплекс «Эланд» во Всеволожском районе Ленинградской области.