В результате «Автовизит», «Автоэкспресс», «Стрижи», «Автокомфорт», «Меридиан», «Автограф» и «Сан-Сити» будут привлечены к ответственности за то, что в феврале синхронно повысили цены на билеты до 600 рублей.
Семеро одного не ждут
Поскольку их общая доля на рынке перевозок по указанному маршруту составляет 70%, антимонопольщики заподозрили сговор. Поводом для разбирательства послужило заявление некоего юридически подкованного псковича, который не просто возмутился подорожанием проезда, но и написал куда следует жалобу.
Как объясняет Ольга МИЛОНАЕЦ, руководитель псковского УФАС, никто из перевозчиков так и не смог обосновать одновременное повышение цен. При этом известно, что затраты у них у всех разные, потому что разное количество задействованного автотранспорта, разные зарплаты, они по-разному решают проблему ремонта и приобретения запчастей для своих маршруток – а следовательно, и себестоимость проезда рассчитывают не одинаково.
Что самое интересное, почти сразу же после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства картель развалился: перевозчик по имени «Меридиан» вдруг наплевал на все якобы объективные причины подорожания своих услуг и снизил цену проезда из Пскова в Санкт-Петербург или обратно до 399 рублей. По словам антимонопольщиков, это вызвало такой потребительский ажиотаж, что сотрудники УФАС три недели не могли до этого «Меридиана» дозвониться.
«Нашёл клад»
В интервью корреспонденту «АиФ-Псков» Фёдор КСЕНОФОНТОВ, ИП и хозяин «Меридиана», заверил, что никакого сговора не было, а было стремление возместить увеличившиеся от подорожания валюты расходы. Мол, «Меридиан» же использует в работе автобусы «Мерседес Спринтер» немецкой сборки, запчасти для которого в начале года подорожали на 20%. По словам перевозчика, он ещё вдобавок в начале года повысил своим работникам зарплату.
На вопрос «Вы общаетесь со своими конкурентами?» Фёдор ответил, что это они с ним не общаются. А резкое падение цены проезда в мае объяснил акцией по привлечению новых клиентов: «Грубо говоря, борюсь за потребителя, изыскиваю скрытые резервы… клад нашёл – вот и смог понизить цену. Хотел сделать людям хорошо, а со мной за это поступят не очень хорошо – накажут штрафом. Это потому, что в антимонопольном комитете сидят женщины и не понимают, что не всё так просто».
В общем, экономически обосновать резкое снижение цен отдельные перевозчики тоже не смогли, из-за чего антимонопольщики ещё больше уверились в том, что в феврале имел место сговор. В итоге на рынке автоперевозок начался разлад и цена проезда на маршрутке из Пскова в Санкт-Петербурга или обратно теперь колеблется от 399 до 650 рублей. А некоторые перевозчики даже заверили сотрудников УФАС, что позволяют своим клиентам поторговаться с водителем.
Приехали
Игорь СИЛЬЧЕНКОВ, первый заместитель областного комитета по транспорту, считает, что сговора в буквальном смысле не было: просто кто-то один повысил цену на проезд, а все остальные последовали его примеру.
Объективных причин так поступить чиновник тоже не усматривает. А последующий откат к старым ценам объясняет тем, что, во-первых, пассажиропоток на маршруте «Псков - Санкт-Петербург – Псков» в связи с кризисом навряд ли увеличился, а во-вторых, тем, что ГП «Псковпассажиравтотранс» теперь тоже наладил регулярный рейс в том же направлении, причём всего за 350 рублей в один конец.
Тем не менее, теперь всей семёрке перевозчиков (точнее, уже шестёрке - за исключением «Автографа») грозят, как сказано в пресс-релизе на сайте УФАС, «знаменитые оборотные штрафы». Это значит, что всем им будет назначено денежное наказание в размере от 1 до 15% их годового оборота.
Хозяин «Меридиана» из-за этого пока передумал обновлять свой автопарк. А «Автограф» тем временем вообще прекратил свою деятельность.