Примерное время чтения: 7 минут
350

«Я решил стать добрым учителем». Книгу Сунгурова подарили Медведеву

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. "АиФ - Карелия" 30/11/2011

Особенно если труд их таков, что сами ученики начинают называть своего педагога даже без имени-отчества, а просто - Учитель. Именно таков писатель, педагог и журналист Андрей Сунгуров, с которым побеседовал корреспондент «АиФ-Карелия».

 Учителя и ученики

- Андрей Евгеньевич, а кто вы всё-таки больше: писатель или учитель?

- Какой каверзный вопрос. По-моему, я всегда и тот, и другой, ведь когда я писатель - я тоже педагог. Хотя я очень не люблю это слово - «педагог», предпочитаю слово «учитель». Я пишу для детей, как можно не быть учителем?

- Когда вы начали писать?

- Ну, если неосознанно, то  первое своё стихотворение я написал в третьем классе, пока болел, и, придя в класс, немедленно отправил его запиской своему другу. Но учительница перехватила моё послание и прочитала его. По счастью, не вслух, но вызвала маму в школу, отдала записку ей, видимо, понадеявшись, что мне дома попадёт. Но мама мне ничего не сказала. С того времени я и начал отсчёт своей писательской деятельности, хотя, если честно, наиболее серьёзно я увлёкся стихами уже в девятом классе. Я тогда осваивал гитару, но голос у меня был не очень хороший, поэтому я начал сам писать тексты. В институте я продолжал писать. Надо сказать, мой преподаватель, Юрий Линник, критиковал меня нещадно, но всегда по делу, за что я ему всегда был благодарен.

- А как же вы стали педагогом? 

- Я закончил филологический факультет нынешней КГПА (тогда это был Карельский педагогический институт), честно поехал на практику в Лоухский район, в деревню Тэдино, и пробыл там три года. Я там жил просто в шикарных условиях, мне выделили целую половину дома, я привёз гитару, магнитофон, барабанную установку. В общем, в доме постоянно были мои ученики. Они так и звали меня без имени-отчества, просто: «Учитель»  А поскольку у меня от одной из моих учительниц остались очень тяжёлые воспоминания, я решил, что я стану добрым учителем, которого обязательно будут любить дети.

- И получилось?

- Ну, надеюсь, что да. Хотя, конечно, литература им всегда нравилась больше, чем русский язык, который сам по себе предмет серьёзный. Хотя я и сам литературу, знаете, больше люблю. Я до сих пор со многими своими учениками поддерживаю связь. Многие из них встали на ноги, стали состоявшимися взрослыми людьми.  Среди них есть и режиссёры, закончившие ВГИК, и врачи. И очень часто ко мне подходят и спрашивают: «Андрей Евгеньевич, а вы меня узнаёте?»

Гимн за 10 минут

- Вы пишете только детскую поэзию? Для ребят?

- Ну, я пока жил в Лоухском районе - многое успел, даже поработал внештатным корреспондентом газеты «Коммунист». Были разные в жизни моменты и разные профессии. А потом я вернулся и стал работать в педагогическом колледже, а уже оттуда я перешёл в первый лицей, когда его ещё возглавлял Фрадков. Там-то я и начал сочинять гимны.

- Гимны?

- Да. Я написал их уже довольно много, но первым был гимн как раз для лицея. Руководство поначалу заказало текст одному известному поэту, но тот назвал такую цену, что пришлось немедленно отказаться. А я предложил : «Хотите, я вам за 10 минут напишу?» Сел и написал за десять минут сразу два варианта. А потом попросил знакомых в педколледже сочинить под текст музыку. Гимн готов. Ну, и дальше я написал гимн для СТК-сервис, медицинского колледжа, педагогического колледжа и совсем недавно - для школы номер 36.

- Когда же у вас хватает времени и работать, и писать стихи, рассказы?

- Со стихами проще всего. Я хожу на работу пешком, и пока иду, они сами приходят в голову, и я просто стараюсь их тут же записать. Записной книжки не ношу, поэтому они у меня всегда на каких-то бумажках, листочках записаны. А недавно был вообще курьёзный случай. По дороге на работу я прохожу мимо ТЭЦ. А это очень серьёзный режимный объект. Он весь обнесён оградой. И тут как назло в голову пришло стихотворение. Я остановился и начал записывать. И тут мимо меня проходит мужчина. Он с таким подозрением на меня посмотрел! Потом ещё раз десять оглянулся. Я вначале-то и не понял, что выглядел, как настоящий шпион. Стою у ТЭЦ и какие-то записи делаю!

Отлично писать стихи на каких-нибудь скучных заседаниях. Я стараюсь писать о современной жизни, но хорошим русским языком.

Признаюсь, у меня огромное множество стихов, рассказов, повестей, но издать их очень трудно, у нас совершенно не поддерживает писателей министерство культуры, к которому я тоже обращался за поддержкой. Они вспоминают обо мне тогда, когда нужно подарить президенту книжку. Вот, вчера все телефоны оборвали: мол, привези срочно! У меня всё равно вышло несколько разных сборников, я печатаюсь в газетах и журналах и даже знаю, что мои произведения включены в школьную программу. Придешь в школу, дети подбегают: «Ой, здравствуйте, это вы - живой классик? Можно вас потрогать?»

А я им в ответ: «Вы извините меня, ребята, что вам приходится меня ещё и наизусть учить».

Доброта и хорошие книжки

- Как получилось, что вы  преподавали в лицее, а сейчас у вас такая сложная работа, вы возглавляете коррекционную школу для слабовидящих детей?

- Вы знаете, наверное, это отчасти судьба. Когда я учился в пятом классе, меня направляли сюда, очень сильно упало зрение. Но тогда мы решили, что не нужно этого делать. Потом я готовил для газеты материал про девочку, которая училась в этой школе, и когда я впервые сюда пришёл, эта школа поразила меня. Мрачные синие стены, мрачные педагоги, будто время здесь остановилось. Ну и, наконец, я встретил человека, который работал учителем физкультуры, и он-то и сказал: приходи к нам работать. А я очень хорошо понимаю проблемы слабовидящих детей, у меня самого проблемы со зрением. А этим ребятам обязательно нужна и теплота, и забота. И мне очень приятно, что коллектив выбрал меня директором. Выбрали - значит, доверяют. А ещё, если бы не их помощь, у меня бы ничего не получилось. 

- Сейчас так много говорится о том, что нужно детям: и стандарты, и то, и другое. А как вы думаете?

-  Я думаю, что детям больше всего нужны доброта, понимание, хорошие, добрые книги, которые бы согревали их, учили их хорошим поступкам. Ну и хорошо бы поменьше засилья зарубежной культуры. У нас своя культура есть, есть, у кого и чему учиться. Просто почему-то никто не заинтересован в её поддержании. Ни наши дети, ни наша культура с литературой никому не нужны.

Справка:

Андрей Сунгуров - поэт, писатель и преподаватель, директор школы-интерната № 23 г. Петрозаводска. Закончил филологический факультет Карельского государственного педагогического института в 1985 году. А.Е. Сунгуров пишет стихи, очерки, рассказы, повести для детей и взрослых, которые печатались в журналах «Мурзилка», «Кипиня», «Новые рубежи», «Север», «Школьный вестник», в газете «Лицей», в коллективном сборнике поэтов Карелии «Волны трав». Первая книга стихов для детей называлась «Речка может простудиться?». В 2006 году вышла новая книга писателя – «Волшебная зелёная страна». В 2006 году стал «Лучшим учителем России». Вешать свои награды на стену стесняется, хранит их на работе в тумбочке.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах