Чаще всего эту персону рисуют занудной и малопривлекательной, что совсем не соответствует действительности. Пример тому - Евгения Пасюк, проработавшая 20 лет в школьной библиотеке. Правда ли, что молодёжь читает мало и неохотно, можно ли определить характер по любимому литературному жанру и как живётся заполярным библиотекарям – об этом и многом другом Евгения Александровна рассказала корреспонденту «АиФ на Мурмане».
Электроника против книг
- Считается, что быть библиотекарем - дело нехитрое: выдал книгу, записал в формуляр - принимай следующего посетителя. Но, наверно, не всё так просто?
- Библиотекарь, в особенности детский, - это особая профессия. Кроме того, что нужно хорошо знать своё дело, необходимо быть психологом, педагогом, уметь настраиваться с детьми на одну волну и всегда самому оставаться немножко ребёнком, чтобы, как и много лет назад, любить сказки и приключения. Мне, наверное, повезло, ведь в библиотеку я пришла из школы, где три года проработала с детьми…
- Уверена, что за годы вашей работы многое поменялось: на смену видеофильмам пришли DVD-проигрыватели, вместо журналов учёта - компьютеры. Но книга как была, так и осталась постоянной величиной…
- Без чтения жить нельзя, иначе жизнь будет пустая, и её не заполнишь ни сериалами, ни компьютерными играми. И не раз приходилось наблюдать, как менялись к лучшему те ребята, которые любят книгу: они отлично усваивали знания, у них развивались память, усидчивость, а те, кто увлекался поэзией, стали натурами тонкими, эмоциональными. И что очень отрадно, они передали любовь к чтению близким: к нам часто приходят дети наших первых читателей. И мы с ними опять начинаем с азов, доходя до серьёзной литературы.
Вообще, я считаю, что чтение необходимо именно в век новых технологий, ведь главная цель этого процесса - генерация новых мыслей, которая необходима, если ты хочешь быть творческим человеком. Все носители, которые так быстро вошли в моду и завоевали любовь всех подростков, дают быстроту, скорость получения информации, но образ при их помощи получается законченный. А ведь ещё Николай Васильевич Гоголь говорил, что только чтение - великий Божий дар - даёт возможность развития собственного образа и уже на основе этого - развитие творчества.
- Наверно, за столько лет работы вы научились сходу определять, кому какая книга нужна?
- «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты…» - это девиз всех библиотекарей с большим стажем работы. За много лет своей деятельности я научилась определять характеры мальчишек и девчонок по их книжным интересам. Зачитывается сказками - значит, фантазёр, читает о животных - добрая душа, любит стихи - романтик, ну а если постоянно обкладывается энциклопедиями - тут уже прямая дорога к творческим исследованиям. И вообще, если читает - выйдет в люди!
Профессия под угрозой?
- За 20 лет многое изменилось?
- Да, вот только проблемы наши не решаются, а, напротив, растут. Старение кадров, увеличение количества библиотекарей, работающих на 0,5 ставки, прежде всего из-за ухудшения демографической ситуации в стране. Ведь ставка библиотекаря до сих пор зависит от класс-комплекта даже в сельской местности, где для наших детей школьная библиотека - это единственный культурный центр. Необходимо увеличивать культурную составляющую работы библиотекаря в таких малокомплектных школах и, конечно, отменить положение, которое перешло от советских времён: зависимость ставки от количества класс-комплекта.
В свою очередь, проблема изношенности фондов стоит отдельным вопросом. В Мурманске она составляет около 60%, в некоторых районах области - все 80%. Лет 7 назад я собственноручно подклеивала «Войну и мир» ещё 1958 года издания, при этом я не уверена, что эта книга сейчас списана. Печально, что изношенность в такой степени затронула неучебную литературу. В России всегда было стыдно учиться только по учебникам, школьники много читали, поэтому и качество образования было достаточно высоким. Библиотека не должна превращаться в простой склад учебников.
Низкая зарплата, сплошной перевод на половину и четверть ставки, ветхость фондов - эти факторы в сочетании ставят под угрозу существование не только самой профессии, но и важного социального института детства. Однако ещё не пройдена «точка невозврата», когда ситуация станет необратимой и выйдет из-под контроля. В наших силах изменить её к лучшему. Действовать надо немедленно, пока среди библиотекарей есть ядро профессионалов, готовых к инновациям, но это уходящее поколение.
- На ваш взгляд, реально сделать школьную библиотеку культурным центром учреждения?
- Мне кажется, главным ресурсом или элементом в создании такого центра является всё-таки личность - личность самого библиотекаря. Поэтому необходимо создать уникальную креативную атмосферу развития всех участников образовательного процесса внутри школы. Это получается далеко не у всех, значит, начать нужно в первую очередь с себя. А уже все остальные ресурсы, финансовые, например, идут следом.
- Роль взрослых в становлении литературного вкуса подростков, несомненно, велика. Но как вы думаете, кто реально формирует литературную моду в подростковой среде?
- Этот вопрос нужно делить на две части: уровень читательской среды - домашней, школьной, и уровень культуры чтения родителей, учителей. На снижение того и другого сегодня влияет множество факторов. Прежде всего, проблема доступности новых хороших книг. Не секрет, что красивые, качественные книги стоят дорого, а в наши библиотеки они приходят с большим опозданием.