Может, под топор попали редкие породы деревьев? Мы совершили прогулку по саду вместе с доцентом кафедры ботаники и экологии растений Дианой Николаевной Судницкой.
Грушу нельзя скушать
Псковскому Ботаническому саду уже более 130 лет. Диана Николаевна напомнила, что сад появился благодаря первому директору Псковского реального училища Николаю Раевскому. Ботаническая коллекция сада постоянно пополнялась растениями и деревьями со всего мира. До 1917 года в него пускали публику по билетам. Сейчас же люди гуляют «забесплатно» и не знают, что здесь растут интродуценты - растения, переселённые в местность, где они раньше не существовали. В Ботаническом саду Пскова есть выходцы из Южной и Северной Америки, Дальнего Востока и Средней Европы. Потери в их среде есть. Так, в Ботаническом саду когда-то росли уссурийские груши: в 60-е годы двадцать деревьев были посажены вдоль одной из аллей сада. Даже плоды давали. Но, к сожалению, груши помешали реставрации крепостной стены и были вырублены, причём, как отмечает Д. Судницкая, без согласования.
Остальные гости, к счастью, растут. Например, бересклет европейский (Южная Европа). Благодаря широким листьям хорошо очищает воздух, а корни его содержат гутту - вещество, похожее на каучук. Растёт у нас и клён ясенелистный из Южной Америки и даже даёт потомство. Неподалёку можно увидеть снежноягодник из Северной Америки. Это его белые плоды при нажатии «хлопают», что очень нравится детям.
Маака рядом с Пушкиным
С Дальнего Востока приехал маньчжурский орех. Наша зима ему не страшна: он может переносить мороз до 45 градусов. Привычна к зиме и сосна сибирская. Она пушистее нашей сосны обыкновенной благодаря тому, что в пучке у неё пять хвоинок, а у нашей - две. А если по очереди потрогать ветки ели колючей (Северная Америка) и пихты сибирской, то станет ясно: ель действительно «колючее».
Рядом с памятником Пушкину растёт черёмуха Маака - тоже дальневосточный гость. Там же можно увидеть американский красный дуб. Его латинское название (Quercus) означает «прекрасное дерево».
Но всё-таки большинство деревьев в парке - это привычные нам тополя, у которых один минус: недолговечность. В управлении городского хозяйства сообщили, что в 2011 году в Ботаническом саду было вырублено 26 деревьев, 16 из которых - тополя. Все - по «медицинским показаниям». Что касается сноса редких пород, то он, как уверяют представители УГХ, не производился. Посажено же в городе было более двухсот деревьев. Но ни одного - на территории Ботанического сада.