Это градообразующее предприятие города, да и всего Сегежского района, - один из основных плательщиков налогов в республиканский бюджет. Остановка Сегежского ЦБК приведёт к массовым сокращениям в леспромхозах республики, которые поставляют сырьё на предприятие. Без работы могут остаться - и это только на первых порах - сотни жителей края. Это будет, без преувеличения, социальный взрыв.
Режут по живому
Проблемы на Сегежском ЦБК начались после... отставки мэра Москвы Юрия Лужкова. Казалось бы, где - московский мэр, а где - жители маленьких лесных посёлков заснеженной Карелии. Однако дело в том, что из-за отставки Лужкова начались серьёзные проблемы у Банка Москвы, руководство которого подалось в бега. Банк Москвы приобрёл другой банк, ВТБ, и тут-то выяснилось, что ряд кредитов, которые выдавал Банк Москвы, относятся к числу проблемных. В том числе и кредиты, выданные холдингу «Инвестлеспром», в который и входит Сегежский ЦБК. Акции холдинга арестовали - и финансирование деятельности предприятия прекратилось. А ЦБК - крайне дорогостоящее производство, и, чтобы осуществлять свою деятельность, предприятие должно постоянно перекредитовываться в кредитно-финансовых структурах. Без финансирования комбинат работать просто не может. В результате в леспромхозах, которые заготавливают древесину для комбината, начались массовые сокращения - на лесозаготовительных предприятиях ОАО «Лендерский ЛПХ» и ОАО «Муезерский ЛПХ» численность работников было сокращена с 405 до 10 человек. Ещё на двух лесозаводах - ООО «Медвежьегорский ЛПХ» и ООО «ЛДК Сегежский» - в 2012 г. запланировано сокращение практически всего производственного персонала, а это ещё 350 человек. Пришлось резать по живому, но и это не помогло: древесина на ЦБК перестала поступать, так как её просто нечем оплачивать, и комбинат без сырья остановился.
Крест на перспективах
Сейчас профсоюзы пишут письма во все инстанции. Первое обращение было направлено в адрес председателя совета директоров ОАО «Банк Москвы», президенту-председателю правления ОАО «Банк ВТБ» Андрею Костину. Следом письмо ушло в адрес премьер-министра России Владимира Путина. Их просят разобраться в ситуации и возобновить финансирование предприятия. В противном случае Сегежский район - из числа тех территорий Карелии, где пока ещё сохраняется более-менее стабильная ситуация, - в считанные месяцы переместится в список глубоко депрессивных мест. Дело в том, что приостановка финансирования может поставить крест и на проекте модернизации предприятия «Белый медведь», на который сегежские бумажники возлагали особые надежды:
- Из-за отсутствия той части технологической цепочки, которая предусмотрена проектом «Белый Медведь», у нас сохраняется низкая энергоэффективность, всё труднее поддерживать физическое и техническое состояние объектов, давно требующих замены и обновления. Если представить, что всё сохранится как есть, перспектива длиной в пять лет, мягко выражаясь, чрезмерно оптимистична. Гораздо раньше конкуренты уготовят комбинату судьбу аутсайдеров, которой мы избежали в 2008-2009 годах, - говорит управляющий директор Дивизиона ЦБП ЗАО «Инвестлеспром» Василий Преминин.