Примерное время чтения: 5 минут
453

Церковь ушла под землю. Храм исчез в грозу за людские грехи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Псков 29/01/2014
Андрей Степанов / АиФ-Псков

Деревни Ольховатка Куньинского района, где родился краевед  Владимир Наушкин, даже на  карте уже давно нет в помине - её ликвидировали решением облисполкома в 1983 году  ввиду отсутствия жителей. Но именно интерес к истории своего рода, деревни сделал из Владимира Романовича краеведа. Об Ольховатке он теперь знает всё, с момента первого упоминания в 1906 году. И родословную свою «раскопал» до пятого колена. А многие эпизоды, далеко вышедшие за семейные рамки, в последующем составили основу нескольких книг.

 Одну из них  - «Стодольская межа» - автор намерен доработать и переиздать в этом году. Какие-то истории он помнит из детства, информацию о других собирал по крупицам, проверял. Рассказывал об истории сёл и людей…

Стодольская межа

- Я преднамеренно сделал героями своих земляков и взял за основу историю родных  мест, - признаётся краевед. - Во-первых, я учился в обоих районах и знал их особенности. Река Стодольская, протянувшаяся на 20 километров и отделившая часть Куньинского района от Велижского (Смоленская область),  очень извилистая, неровная. В своём русле делится на множество долей, отсюда и название.

Книга состоит из миниатюр. В одной из них, в частности, писатель рассказывает о православной церкви, которая, по преданию,  провалилась под землю. Автора тема заинтересовала, и он решил выяснить, правда это или людской вымысел? Оказалось, легенда. Но основывается на реальных событиях. На территории Велижского района располагается гора Городец, которую древние люди раньше использовали для передачи сигналов, сообщений о происходящем на их территории.

Для этого на самом высоком месте зажигали костры. Там же раньше стоял храм. И как-то во время грозы церковь действительно ушла под землю. Говорили, что за грехи людские. Подобные случаи имели место и на территории Белоруссии, и в Пушкиногорском районе, и в других местах. Владимиру Наушкину удалось выяснить, что причиной таких провалов было неудачное расположение храмов - на карстовых породах. Те вымывались, и церкви в самом деле проваливались под землю.

Могила из Лисичино

Другая миниатюра - о Михаиле по прозвищу Могила. Он был очень сильным, не гнушался никакой крестьянской работы. Знали его как высококлассного механизатора, правда, не совсем  уравновешенного в быту. Зато он всегда стоял за справедливость. После традиционных ярмарок в деревне, когда начинались молодёжные  гуляния, нередко и до стычек доходило. И тогда уже наводить порядок звали Могилу. А жил парень в деревне Лисичино.

Кстати, его родственница до сих пор жива, это заслуженная артистка России Александра Турикова (Вершинина). На её примере можно убедиться: если человек стремится к чему-либо, он обязательно добьётся. В детстве будущая артистка мечтала стать почтальоном, на селе эта профессия раньше считалась престижной. Но времена изменились, и девушка стала артисткой - несколько десятилетий была ведущей актрисой Русского драматического театра имени Вахтангова во Владикавказе.

Двадцать лет в лесу

В новом издании автор намерен дополнить историю отца и сына Ивановых, которые 20 лет после окончания Великой Отечественной войны скрывались  в глухих усмынских лесах. Для этого у них были все причины: старший, Терентий, служил немцам в полиции, на лояльность суда предатель не рассчитывал. Его сын после ранения дезертировал из армии и тайно вернулся домой. Впервые об этой истории читателям рассказал юрист Игорь Панчишин - по тем дозированным источникам, которые были открыты в 60-х годах прошлого столетия.

- Я помню этот процесс, хотя мне тогда было лет 10, - продолжает Владимир Романович. - Мы с родителями встретили лыжный отряд, который прочёсывал леса. Мы видели, что Ивановых активно разыскивали, самолёт и вертолёт активно совершали облёты лесных массивов.

Почему дезертирам удавалось скрываться в лесах так долго? Почему жители их не выдали? Не может быть, чтобы о передвижениях никто не знал. Ведь отшельники, хоть и жили в землянке, и устроили в лесах несколько схронов с продуктами, и вели кустарное хозяйство, всё равно вынужденно заходили в деревни, воровали зерно, вещи. А младший из Ивановых, Владимир, ночью из библиотек даже книги таскал - почитать… Никак не может быть, чтобы местные не знали про существование дезертиров, но никто их не выдал.

Интересно, что некоторые жители даже предполагали, что Ивановых активно разыскивать начали только после того, как лесник, подозревая свою жену в измене с одним из «лесных братьев», написал заявление в милицию. Значит, им хорошо было известно о «партизанах». Не исключено, что поискам помешала и административно-территориальная чехарда: деревня Усмынь на протяжении послевоенных лет относилась и к разным районам, и даже к разным областям. И только к началу 60-х годов прошлого столетия её положение как-то стабилизировалось. Судили бандитов в Великих Луках, каждому определили по восемь лет. Как в дальнейшем сложилась их жизнь - неизвестно. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах