Сам Фёдор Георгиевич давно живёт в Пскове, он директор инженерной компании, по образованию инженер. А ещё – художник и летописец своего края, своих островов. Его отец – легендарный хозяйственник Юрий Иванович Кочевин умер совсем недавно, так и не дождавшись возрождения дела своей жизни. Почему эти уникальные островные территории переживают сейчас период такого унизительного упадка? Ведь и областная власть пыталась увлечься идеей развития островов, разработав целую комплексную программу «Комплексное развитие межселенной территории Залитских островов на период 2010-2012». Но ничего не развилось.
И думается, Фёдор Георгиевич Кочевин, истинный потомок талавов, как издавна называли себя островитяне, лучше других понимает, почему тонет в «Псковском море», например, неуклюжая инициатива по развитию здесь туризма? Только ответ лежит не на поверхности. Чтобы понять, почему уходит жизнь с островов, надо бы эту жизнь здесь прожить, научиться мыслить совершенно другими категориями. Вот спроси у Фёдора Георгиевича: когда Кочевины поселились на Талабске?
Пятьсот лет не срок
- Не так и давно, где-то в середине XIX века мой прапрапрадед Тимофей (занимался он строительством храмов, сам жил при Кусвинской церкви) отпустил сюда своего сына Ивана. Так что мы не из потомственных… А активная жизнь на островах, по моим изысканиям, началась где-то в XV веке. Острова были покрыты лесом, здесь жили свободные вольные люди, возможно, беглые. И развитие этих территорий связывают с преподобным Досифеем, выходцем из Елеазаровского монастыря, который основал на острове Верхнем монастырь. И талавы его приняли. Этот легендарный подвижник разработал Уклад, по которому на островах жили до 80-х годов прошлого века. В письменном виде этот документ не сохранился. Но я в юности восстанавливал его буквально по частям: по легендам, которые пели наши бабушки – я ещё в восьмом классе их записывал, а некоторые и наизусть запомнил. И получилась законченная версия документа: не убавить, не прибавить! Хотя никаких намёков на письменный источник не сохранилось. Да и про самого Досифея ничего доподлинно неизвестно, но он был, совершенно точно! Рассказывали, что и похоронен на острове Верхнем (ныне остров Белова), но не под спудом церкви, на высоком берегу, возможно, в юго-восточной части острова. Прощаться с ним пришло такое количество людей, что на Верхний их три дня перевозили…
- Вы рассказываете так, будто и это было недавно.
- Недавно и было. Я ещё раз подчеркну: по Укладу Досифея талавы жили до 80-х годов XX века. Да по нему дерево нельзя было даже на весло себе срубить на острове! Было разделение жителей по роду занятий – тоже очень разумное. По нашим мужикам, например, до сих пор видно, кто из них потомок талабских воинов – гаров. У нас ведь народ либо среднего такого роста, либо огромного. Я до сих пор помню, как в трал выловили меч весом около 8 кг, на нём был талавский символ и 6 гравировок: значит, 6 гаров им владели. А гарами как-то и всех талабских называли: «гораз громко кричат». Но изначально гары - именно воины: «гораз сильные, дюжие».
И вот это устройство жизни по Укладу – оно было очень разумное, созданное именно для этого островного государства. Потому что Талабск – это вольное государство с исторически сложившимся строем. Как только внешнее, настоящее государство начинало вмешиваться в его жизнь, пытаясь её упорядочить, «узаконить», всё шло кувырком, до полного разорения острова доводили. И сделать это было нетрудно: как только покушались на рыбацкие вольности – тут же начиналось разорение. Потому что ничего другого, кроме озера, у жителей Талабских островов не было и нет. С него и жили…
Да, с Псковом не ладили, жили обособленно, но ведь и было от чего себя охранять. Например, история одной из последних предреволюционных войн островов с губернией закончилась в 1811 году Указом Его Императорского Величества Александра I в Правительственный Сенат: «Крестьяне островов Талабска и Верхнего, состоящих на озере Псковском, во всеподданнейшем прошении, изъясняя, что по недостатку земли они никакого хлебопашества не имеют и всё свое пропитание приобретают рыбным промыслом, производимым ими на помянутом острове, просят дозволить им с семействами записаться в купечество и мещанство». И получили такое дозволение. Право торговать своей рыбой самим – вот всё, что понадобилось для дальнейшего бурного развития островов. В то время больше 4 тысяч человек жило на островах. Сейчас – 200. Понимаете? Никогда рыбаки не были ворами или браконьерами! Им просто была нужна свобода работать и жить на своей земле, больше ничего ни от кого не просили. И не боялись никого… Даже советская власть это в них поняла.
Свободный труд свободных людей
- У вашего отца много было наград?
- Много! В виде выговоров. Как в Псков на какую-нибудь партийную конференцию ни уедет, значит, вернётся с выговором.
- Что не мешало колхозу быть миллионером…
- Да не в миллионах дело! Хотя в ту пору – да, главным был вопрос, куда деньги деть, чтобы с островов не ушли. И ничего не уходило: подсобные хозяйства развили, перерабатывающие производства, овощеводство, форелевые пруды. И каждый знал своё дело и занимался им самостоятельно. Свободно! У отца в штате человек пять было на такое огромное хозяйство. А все бригадиры сами знали, что им делать, без дополнительных указаний. Вон, помню бригадир Иван Иванович Митяев – какой человек! Утром вся бригада у его дома уже, ждут, пока он корову подоит. Как только калитка открылась, моторист движок заводит: ни минутой раньше, ни минутой позже! И таких людей десятки! Я в своём детстве одного алкоголика на острове знал, даже фамилию помню, да не скажу. Не пили мужики, некогда было. Да и нам, ребятам, поиграть было некогда – всё как-то при деле.
- Скажите, Фёдор Георгиевич, как же эти свободные гордые люди допустили то, что произошло в конце девяностых?
- Неужели вы думаете, что государство не имеет механизмов, противостоять которым не в силах не только горстка рыбаков, лишённых своей земли, озера, флота? А их всего лишили, всё было раскуплено, приватизировано, за что ни возьмись – всё оказалось не наше! И кто скупал – не допросишься, зачем – не понять, ничего же не сделано, не создано. Только у людей отнято. Самое главное отнято - чувство своей земли, ответственности за свою территорию. Чувство собственного достоинства.
Деньги не власть
- Наверное, действительно унизительно для рыбаков, занимавшихся таким тяжёлым большим делом, вдруг услышать о развитии туризма. Гостей в «Усадьбе рыбака» обслуживать, поделки на продажу делать…
- Именно что унизительно! Но эта вот ничтожность целей, убогость – она же сейчас для всей страны характерна. И я думаю, что пора с этим заканчивать. Надо делать из России Россию, чистить страну, возвращать её дух. И я убеждён, что для этого не нужны ни народные фронты, ни «болотные» революции. Деньги в стране есть, люди – пока есть. Тот, кто здесь только деньги зарабатывает, а будущее своё строит в другой стране, не связывая его с Родиной, пусть в ту страну и едет, а к нам только в гости. Не должна власть превращаться в деньги, а деньги во власть. Но для того, чтобы честно всё это проговорить, нужна политическая воля. Вот просто собраться умным мужикам и решить, что в своей стране каждый будет заниматься своим делом. Я даже знаю, где собраться: у нас на Талабах.
- А кому собраться?
- В социальных сетях есть группа, посвящённая Талабским островам: её создали достаточно молодые ребята, выходцы из этих мест. Там около 500 человек. Если людям вернуть родину, они на неё тоже вернуться. Я в этом уверен.
Справка: Талабские острова находятся в юго-восточной части Псковского озера, в 25 км к северо-западу от Пскова. В группу входят три острова. Наибольший из них – остров Верхний, средний – Талабск, наименьший – Талабенец.
В советское время Талабск был переименован в остров имени Залита, а Верхний – в остров имени Белова, в честь первых комиссаров, пытавшихся установить советскую власть на островах. Самый маленький Талабенец – необитаем.