Примерное время чтения: 6 минут
180

Лиговка — прошлое и будущее сошлись в настоящем

Слово «интеграция» для него ключевое. Это касается как соединения современной и классической архитектуры (центр будет в буквальном смысле встроен в имеющееся на Лиговке пространство с сохранившимися старинными домами), так и здания самого делового центра, в пространство которого интегрированы новые подходы к формированию рабочей среды: новейшие технологии, инженерное и коммуникационное оборудование, свободные планировки офисных и торговых зон, ресторанные и рекреационные терассы с видовым остеклением и открытые галереи, пейзажный парк, транспортная доступность и парковки. Старый и новый подходы различны в мелочах, но схожи в главном: рабочее пространство должно быть комфортным и отвечать потребностям тех, кто там работает. Прежнего уже нет, но его можно увидеть, ибо оно запечатлено на фотографиях. Нового — еще нет, однако с ним можно ознакомиться в деталях: в агентстве «Кельник студиос» была по чертежам разработана полная визуализация проекта, воссоздан его облик, сделан временный сайт и видео-презентация. Так, посредством современных технологий, в настоящем можно сравнить утраченное прошлое и пока несуществующее будущее, которое, если вглядеться в историю, тесно связано с прошлым и настоящим.

Шедевр промышленной архитектуры

Выйдя из здания Московского вокзала, туристы, гости Петербурга и его коренные жители, оказываются на Лиговском проспекте — бывшей Лиговской улице, которая в разное время своего существования имела когда дурную, когда — добрую славу; но всегда была одной из важнейших магистралей нашего города.

Прямо пойдешь — на площадь Восстания попадешь, а оттуда — на жизнерадостный и модный Невский. Направо и налево — собственно Лиговка — длинная, широкая и мрачноватая улица, густо «уставленная» шедеврами промышленной архитектуры XVIII-XIX вв.

Вы случайно не с Лиговки?

В XIX веке Лиговка была, если верить легендам, средоточием разврата и порока. Если же снять с легенды избыточный пафос — районом, где располагались ямская слобода, кабаки и притоны, а также мелкие ремесленные заведения и доходные дома. Персонажи здесь обитали далеко не светские, и приличные люди предпочитали обходить улицу стороной. Даже слово «гопник» родом с Лиговки: Государственное Общество Призрения, где жили беспризорники, промышлявшие грабежом и хулиганством, помещалось в здании нынешней гостиницы «Октябрьская». Здесь же позднее появилось Государственное общежитие пролетариата. Аббревиатура обоих заведений — ГОП — стала именем нарицательным. «Вы что, на Лиговке живете?» — презрительно спрашивали зарвавшегося хама. Да, на Лиговке. Как говорили тогда, «количество гопников измеряется в лигах».

Герой Лиговской улицы

Однако, будем справедливы: не только посетители питейных заведений, публичные девки и гопники обитали на Лиговской улице: во второй половине XIX века ее историю «писали» знаменитые архитекторы — разумеется, по заказу людей благородных, видевших здесь много возможностей для реализации своих грандиозных замыслов. Таким героем Лиговского проспекта (и Петербурга вообще) был Франц Карлович Сан-Галли — полу-итальянец, полу-немец; иностранец, почти всю жизнь проживший в России и во многом изменивший облик Петербурга. В первую очередь благодаря Сан-Галли Лиговка стала промышленным районом, а не только местом обитания маргинальных персонажей.

Чугунный облик Петербурга

Франц Карлович в 19 лет покинул Германию со ста талерами в кармане — с тем, чтобы обосноваться в России и сделать карьеру, которой позавидует любой предприниматель. От должности помощника бухгалтера на машиностроительном заводе Берда в начале пути — к собственному чугунолитейному предприятию, снабжавшему своей продукцией весь Петербург. На его заводе выпускали вентиляционные печи, герметические двери, механические умывальники, лифты, замки и сейфы, операционные столы по индивидуальному заказу академика Ивана Павлова; конечно же, отопительные чугунные батареи — изобретение самого Сан-Галли. Ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, изящные фонарные столбы, фонтаны, изумительной красоты решетка самого особняка Сан-Галли — все делалось здесь. За заслуги перед ставшим ему родным Отечеством Франц Карлович был награжден пожизненным дворянским титулом. От наследственного дворянства Сан-Галли отказался — дабы не вводить в искушение детей, которые получат титул без усилий и не будут иметь стимула для дальнейшего развития.

Рабочий городок в центре Лиговки

Лиговский проспект, дом 60 — современный адрес знаменитого чугунолитейного и механического завода Сан-Галли, построенного в 1855 году архитектором Докушевским. Позже, в 1872-м, архитектор Рахау построил по заказу знаменитого фабриканта дом для него и его семьи — теперь это дом №62 по Лиговскому проспекту. По сути, это была настоящая империя Сан-Галли: "При фабрике я устроил колонию для рабочих и их семейств: 22 отдельных дома, разделенных аллеей, и еще один для школы, снабженные водопроводом с невской водой и керосиновым освещением... Потом я стал строить большие дома, квартиру для моего второго "я" - брата, для инженеров, приказчиков и других жильцов". О рабочих Франц Карлович заботился не меньше, чем о членах своей семьи, справедливо полагая, что довольный работник — хороший работник. Что подтвержает история его предприятия, на котором за все годы существования не случилось ни одной забастовки — даже в 1905-м, когда взбунтовался весь рабочий люд Петербурга, на заводе Сан-Галли все было спокойно.

Идеи интеграции живут и притягивают

Сейчас на месте пространства, созданного Сан-Галли остались только здания особняка и завода, выходящие фасадами на Лиговку, и Сангальский сад. Уникальная инфраструктура постепенно была разрушена: на месте аккуратного рабочего городка — пустырь, заваленный строительным мусором. Однако идеи интеграции живут на этом месте, притягивая тех, кто готов их воплощать.

Лиговская перспектива

Лиговка до сих пор не избавилась от репутации маргинального района — но это среди обывателей. Инвесторы — как отечественные, так и западные — все чаще выбирают Лиговский проспект для воплощения статусных проектов, считая его весьма перспективным. На это влияет многое — инфраструктура района, историческая значимость магистрали; и возможно, новаторский дух и энергия знаменитого предпринимателя Франца Сан-Галли, сохраняющаяся в этих местах спустя много лет.

Жанна Каренина

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах