Главное – люди, а не километры
- Госпожа Сиркия, как в современной Финляндии оценивают события 70-летней давности?
- Среди событий начала Второй мировой войны два имели непосредственное отношение к Финляндии – подписание Пакта Молотова-Риббентропа и события Зимней войны 1939-1940 годов. Это была большая трагедия, и мы надеемся, что в объединённой Европе подобное никогда более не повторится.
- А как, по-вашему, относятся к этой войне в российском обществе?
- В России проявляется растущий интерес к ходу и причинам Зимней войны. Современные российские историки откровенно говорят об огромных потерях Красной Армии, о том объёме человеческих страданий, которые принесла эта война. Очень хорошо, что и российские, и финские авторитетные историки сейчас в целом согласны в трактовке событий 70-летней давности: в том, что войну начал СССР, в том, что была провокация в Майниле, которая и послужила формальным поводом для войны.
- Известно, что после Зимней войны в состав тогдашней Карелии были включены несколько районов Финляндии и остров Валаам, однако после окончания Второй мировой войны правительство Суоми отказалось от территориальных претензий к СССР и придерживается этой позиции до сегодняшнего дня. Насколько верным и выгодным для Финляндии оказалось такое решение?
- Да, действительно, в результате войны Финляндия потеряла огромные территории: до 13% всей страны, включая город Выборг, на тот момент второй по численности населения в Финляндии. Свои дома покинули 430 тысяч человек, которые были расселены по всей территории Финляндии. Для нашей страны это огромное количество людей. Однако и после войны, и до сегодняшнего дня среди большей части финского общества существует согласие в отказе от территориальных претензий к России. После войны финляндское общество успешно формировалось и развивалось в рамках существующих границ, и большинство финнов не заинтересовано приступить к обсуждению пересмотра государственной границы. Общественный строй оказался более важным конструктивным элементом современного государства, чем квадратные километры.
- Госпожа Сиркия, а какие-то собственные воспоминания, воспоминания вашей семьи, ваших родственников о тех событиях у вас есть?
- К счастью, нет. Мои папа и мама сейчас в возрасте, родителям чуть-чуть больше 70 лет, и во время войны они были детьми, поэтому ничего не запомнили. Моя бабушка по линии отца родом из деревни, которая сейчас находится в Ленинградской области, она много рассказывала и вспоминала о Карелии, но в этих воспоминаниях не было ничего, связанного с войной. Семья переехала в Хельсинки ещё до начала боевых действий. В нашем кругу были совсем другие интересы – музыка, культура, сравнительно мало говорили о политике. По-моему, образно выражаясь, в этом «соревновании» мы, финны, получили серебряную медаль: мы потеряли часть территории, но отстояли свою независимость.
Отмена виз – цель на перспективу
- В Карелии сейчас обсуждается идея установить памятник маршалу Маннергейму. Как Вы относитесь к этой инициативе?
- Если честно, то не очень хорошо. В честь Маннергейма установлено много памятников. Например, в Швейцарии, где он умер. А также в центре города Хельсинки, где он захоронен, и где есть дом-музей маршала. В музее очень интересная экспозиция, есть материалы, посвященные его службе в царской России, его исследованиям Азии в составе российских экспедиций. Я думаю, что любой человек, искренне интересующийся личностью Маннергейма, может побывать в этом музее. А установка памятника в Карелии может привести только к расколу в обществе и к тому, что часть людей почувствует себя оскорбленными.
- Как вы оцениваете современный уровень российско-финских отношений, и, в частности, отношения между Карелией и Финляндией?
- На всех уровнях у нас сейчас установлены очень добрососедские и активные связи. Я работаю консулом уже третий год и могу с удовольствием отметить, что в части культурного взаимодействия между Карелией и Финляндией, на уровне контактов между государственными деятелями у нас всё хорошо. Единственное, что хотелось бы активизировать экономическое сотрудничество. У нас есть очень хорошие примеры экономической активности финского бизнеса в Карелии, но, к сожалению, их не очень много. Я не профессионал, но, по моему мнению, активности финских инвесторов мешает некоторое несоответствие российского законодательства тем условиям и нормам, которые существуют в Европе. Зачастую именно поэтому финские бизнесмены и не хотят рисковать. Хотя в Карелии живут прекрасные люди, которые способны работать с высокими технологиями, хорошо образованны, при этом производственные затраты здесь ниже, чем в Европе. Так что, было бы хорошо гармонизировать российские законы с европейскими. И тогда наши экономические отношения, возможно, выйдут на новый виток. Ведь так хотелось бы, к примеру, организовать наконец-то прямое железнодорожное сообщение между Петрозаводском и Йоэнсуу, что было бы очень востребовано туристическим бизнесом и промышленной логистикой. Хотелось бы иметь хорошую автомобильную трассу от Петрозаводска до Вяртсиля. Это привлекло бы в Карелию, с её прекрасной природой и чистым воздухом, множество туристов из других областей России и Скандинавии.
- А как вы относитесь к перспективе отмены виз между Россией и ЕС?
- Как известно, Финляндия всегда достаточно либерально относилась к этому вопросу, но некоторые страны ЕС настроены более жёстко. Я считаю, что это – та цель, к которой нам надо идти на взаимной основе, но небольшими шагами. Хотя мне лично, как человеку, хотелось бы, чтобы эта цель была достигнута, ведь тогда я могла бы со спокойным сердцем покинуть пост консула и вернуться домой, в Хельсинки.
От редакции:
6 декабря Финляндия отмечает День независимость. Редакция «АиФ-Карелия» искренне поздравляет жителей соседнего государства с этим праздником!