Однако при этом возникла ситуация, когда сама Карелия, вполне возможно, не сумеет выставить на эти соревнования собственной команды. Что происходит с мотокроссом в Карелии и как ему помочь - «АиФ-Карелии» рассказал президент карельского отделения Федерации водно-моторного и мотоциклетного спорта Андрей Петруниным.
Палки в колёса
- Андрей Витальевич, объясните, пожалуйста, дилетанту, что такое мотокросс и почему именно этот вид спорта нуждается в поддержке государства?
- Мотокросс - это один из видов мотоциклетного спорта, для него характерен стиль езды на мотоцикле по бездорожью или специальным закольцованным трассам. В советские годы это было одним из популярнейших увлечений мальчишек. Сами понимаете, одновременно и азарт соревнований, и возможность покопаться в технике, получить какие-то практические навыки, которые потом в жизни пригодятся. Часто приходили к нам и ребята из неблагополучных семей, которые благодаря мотоспорту находили себе в конечном итоге дорогу в жизни, и их судьбы складывались удачно. При этом надо отметить, что мотокросс в силу его «технической» составляющей достаточно затратный вид спорта. Это не бег, где нужны, по сути, только кроссовки, или те же лыжи, под которые можно оборудовать сезонные трассы. Для мотокросса нужны сами мотоциклеты, экипировка, запасные детали, место хранения машин, мастерские и, конечно же, оборудованные специальным образом с учётом всех требований по безопасности гоночные трассы. Ранее это всё у нас было. Мотокросс в Карелии, как и в целом по СССР, всегда функционировал под эгидой ДОСААФ. Профессиональные гонщики, хорошо разбирающиеся в технике и готовые к самым суровым дорожным испытаниям, были востребованы в вооружённых силах и чаще всего отправлялись служить водителями или танкистами. Но в 90-е система ДОСААФ рухнула. Мы остались без какой-либо поддержки, а из Минобороны не только перестали помогать, но и даже фактически вставлять палки в колёса.
- В чём это проявляется?
- В Петрозаводске тренировки и гонки всегда с 1978 года проходили на гоночной трассе «Сулажгорские высоты». Потом она была заброшена. В 1995 году здесь прошло последнее соревнование по мотокроссу, и до 2007-го года территория использовалась как песчаный карьер, постепенно превращаясь в стихийную свалку дачного мусора. Но в 2007-м году положение изменилось: мы трассу расчистили и начали организовывать здесь тренировки. Место для этого самое подходящее. Во-первых, песчаная почва, то есть менее травмоопасно, во-вторых, удалено от городской черты, и поэтому шум никому не мешает, в третьих, всё-таки это ещё городская черта, и спортсмены вполне могут добраться до места тренировки на общественном транспорте. Но не тут-то было. Пока трасса зарастала грязью, она никому была не нужна, как только расчистили - появились хозяева. В ультимативной форме Министерство потребовало от федерации не занимать территорию, пригрозив обратиться в прокуратуру. Мы их просили выделить этот клочок земли хотя бы в аренду, но наши просьбы остались неуслышанными.
Туризм вместо спорта?
- Но кроме федеральных ведомств есть и собственно республиканские органы власти, которые должны быть заинтересованы в помощи вашей федерации. Тот же Госкомитет по спорту и туризму..
- К сожалению, какой-то практической пользы мы от комитета не увидели. Судите сами: нашими силами в конце 2010-го - начале 2011-го года был организован и проведён открытый чемпионат Республики Карелия по мотокроссу на приз главы Карелии. В сентябре прошлого года в Сортавале состоялся второй этап открытого чемпионата. Организационная работа федерации была оценена высоко. При этом стоит подчеркнуть, что немалые затраты на подготовку трассы и проведение соревнований были оплачены за счёт личных средств самих спортсменов. Выделенных правительством Карелии денег не хватило даже на призовой фонд. Зато нам обещали всемерную помощь, говорили, что будут создавать собственно карельскую команду. Кстати, после того как эти слова появились в карельских СМИ, ко мне начали звонить родители детей, которые хотели бы записать своих отпрысков в нашу секцию. То есть потребность в мотокроссе есть, желающие заниматься этим видом спорта тоже есть. По сути, мы уже потеряли целое поколение спортсменов: сейчас в соревнованиях участвуют те, кто выигрывал призы ещё в 90-е годы. Смена не подрастает, однако после того, как организованные нами соревнования прошли с большим успехом, мы понадеялись на развитие.
- Однако развитие же есть? Сейчас Госкомспорт подписал соглашение с Общероссийской мотоциклетной федерацией, власти заявляют, что будут «делать» мотокросс одной из визитных карточек республики.
- Понимаете, какая возникает ситуация: мы же совсем не против того, чтобы в развитии карельского мотоспорта участвовала Москва, но давайте хотя бы создадим свою команду, которая будет участвовать в соревнованиях. А то фактически мотокросс превращают в туристический объект: к нам будут приезжать туристы на дорогих мотоциклетах, гонять вволю и уезжать. А мы по-прежнему будем ковыряться в своих стареньких мотоциклетах и раз в пять лет выставлять на соревнование одного спортсмена, эпикировку которого собирали с мира по нитке. Но это же будет выглядеть просто смешно: хозяева турнира не могут выставить даже свою команду. Фактически за честь республики сейчас могут побороться несколько ребят из Сортавалы да пара петрозаводчан, но они в основном из того, прошлого поколения. Настоящие фанаты своего дела, но таких энтузиастов ещё надо воспитать. А у нас им сейчас даже погонять негде.
Последняя надежда
- Может быть, пока не стоит ждать помощи от республики? Первая проблема, как я понимаю, заключается в отсутствии трассы для тренировок в Петрозаводске. Так пусть хотя бы городская администрация что-то сделает.
- На сегодня мы нашли территорию, которую можно было бы переоборудовать под трассу, послали официальный запрос в мэрию. Пока, по предварительным данным, нам не отказано, и вопрос рассматривается. Надеемся, что нас всё-таки услышат. Поскольку до сих пор мы писали письма во все органы власти - от республиканского Госкомитета по спорту до приёмной премьер-министра России, но помощи не получали. Поэтому выкраивали какие-то крохи из личных карманов участников федерации на проведение необходимых работ и всё время ждали, что республиканские власти вспомнят о своих обещаниях. Увы, надежда слабеет. Мне всё больше кажется, что карельскому Госкомспорта не нужна карельская команда по мотокроссу. Туристический объект под Сортавалой нужен, а собственные спортсмены - увы. Я буду рад, если в конечном итоге выяснится, что я ошибался.
- Спасибо за беседу.