Какая экология?
Заметим, что «свинофабрика» была построена здесь ещё в советские годы. Но в борьбе за докторскую колбасу её строители совершенно забыли о системе очистных сооружений. Со всеми «вытекающими». Когда отходы полились, что называется, через край, у начальства ёкнуло в груди: ведь так можно загубить не только близлежащие поля и долы, но и город.
Срочно была построена узкоколейка, по которой решили подвозить торф, чтобы, смешивая его с навозом, изготавливать компост. Какое-то время эта система работала. Пытались её и усовершенствовать. Несколько лет назад на предприятие приехали датские экологи.
Компания «Кови-консалтинг» установила, что комплекс работает, что называется, на грани, поэтому необходимы дополнительные меры для защиты от нечистот и Великой, и Псковско-Чудского озера, которые питают воды Балтийского моря. На средства правительства Дании было построено несколько специальных резервуаров, но и они вскоре оказались заполненными. И нечистоты снова полились через край. Этот удар «стихии» и пережили на днях жители Сапрыкино.
Дом Ивана Николаевича Клюкина стоит на берегу тихого ручейка. Когда-то в нём брали воду для бытовых нужд, купались (благо банька рядом).
- Здесь даже рыба водилась, а теперь посмотрите, - с горечью констатирует местный житель. - Сначала мы услышали, как на фабрике застрекотал мотор, а через некоторое время зловонная жижа потекла прямо в ручей. Мы пытались как-то препятствовать: сыпали песок, опилки, но не помогло. Да вы посмотрите сами!
Нечистоты подтопили дровник, сарай, где хозяева держат кур (несколько из них подохли, поэтому остальных птиц срочно пришлось переводить в другое место). Попали в речку Атачонку, которая уходит в сторону деревни Ирусалимки, что стоит на берегу Великой. Жители деревни опасаются, что после оттепели погубленными окажутся и колодцы.
Когда мы связались по телефону с генеральным директором ООО «Псковагроинвест» Александром Братчиковым, то наш собеседник начал с того, что если бы не экологическое движение «Свободный берег», которое создаёт нездоровый общественный ажиотаж в этом вопросе, то проблему можно было бы решать более спокойно.
- В минувшее воскресенье я побывал в Сапрыкино, но не нахожу, что там всё так уж трагично… Но сейчас мы ничего не сможем предпринять, потому что весна, тает снег. Когда к нам поступит соответствующее предписание от природоохранной прокуратуры, то мы, безусловно, его выполним.
«Поле чудес»
В тот день мы хотели осмотреть один из «датских» резервуаров, который находится в сотне-другой метров от дороги. То, что мы там увидели, иначе как кошмаром и не назовёшь. Из-под снега выглядывают полуобглоданные трупы свиней, коров. Вокруг на сотни метров разбросаны кости, внутренности. Несмотря на морозец, над этим «полем брани» стояла ужасная вонь.
О том, что всё это «добро» принадлежит именно упоминавшемуся выше предприятию, говорит хотя бы тот факт, что на ухе одной из дохлых коров мы заметили пластиковую бирку. Неужели павших животных просто выбрасывают на эту свалку в надежде, что вороны быстро расклюют «угощение»?
- Представить страшно, что может произойти в течение ближайших двух-трёх недель, когда интенсивно начнёт таять снег, - комментирует ситуацию Игорь Батов, лидер «Свободного берега». - Всё это «богатство» с талыми водами может попасть в Великую…
В деревне Сарыкино готовятся подавать в суд на предприятие - с требованием компенсации не только материального, но и морального ущерба. Свою проверку (в том числе и по поводу несанкционированного скотомогильника) начала и межрайонная природоохранная прокуратура. Её руководитель Алексей Ляхов признаёт, что ситуация тревожная и решать её, по всей видимости, придётся через суд.