Как только эта новость стала известна общественности, все СМИ моментально облетела информация: теперь осуждённых будут сажать не за решетку, а под домашний арест. Но, как отмечают сотрудники Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) по Мурманской области, домашний арест и ограничение свободы – разные вещи и знак равно между ними ставить нельзя.
Найди два отличия
- Самое главное отличие этих двух понятий в том, что домашний арест – это мера пресечения, которая применяется в отношении подозреваемого в ходе предварительного следствия, а ограничение свободы – вид уголовного наказания и применяется в том случае, если человек уже признан виновным в совершении преступления, - говорит Тамара Кочановская, начальник отдела областного Управления ФСИН.
На самом деле ограничение свободы как вид наказания было введено ещё в 1996 г., но по каким-то причинам не действовало. Учитывая новые поправки, теперь такой осуждённый не имеет права выходить из дома в определённое время суток, выезжать за территорию своего города, участвовать в массовых мероприятиях, менять место жительства, работы или учёбы без согласия надзорного органа. При этом суд в обязательном порядке возлагает на осуждённого обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырёх раз в месяц для регистрации.
Как отмечают сотрудники ФСИНа, ограничение свободы может быть как основной, так и дополнительной мерой наказания и назначаться максимум до четырёх лет.
- Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырёх месяцев в качестве основного вида наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, - рассказывает Кочановская. - А также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений: посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.
Радоваться рано
У некоторых может возникнуть мысль, что эта мера наказания чересчур мягкая. Но сотрудники ФСИН уверяют, что чувства безнаказанности у осуждённого возникнуть не должно. Ведь суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения. Более того, за злостное нарушение обязанностей осуждённым ограничение свободы может быть заменено на лишение свободы. Считать будут как: один день лишения свободы за два дня ограничения. Но за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду или учёбе уголовно-исполнительная инспекция может применить к осуждённому меры поощрения. Это - разрешение уезжать на выходные, праздники и в отпуск.
Вместо решётки - электронный наручник
По-видимому, ограничение свободы было нужно по нескольким причинам. Во-первых, нужно уменьшить численность осуждённых в колониях, которые и так переполнены. Вторая причина нововведения – спасти от негативного влияния тюрьмы людей, которые волею случая или собственной глупости попали за решётку. Ведь сколько таких историй: молодой мальчик хлеб в магазине украл и сел за это в тюрьму. Вышел оттуда через несколько лет, но уже матёрым уголовником.
Вполне естественен вопрос контроля осуждённых, которые попадут под этот новый вид наказания. Он будет совершаться сразу по нескольким направлениям: сотрудники уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осуждённого, также вызывать его на беседы в инспекцию или требовать по месту жительства, работы или учёбы осуждённого сведения о его поведении.
Кроме того, в будущем, но, скорее всего, довольно далёком, предполагается использовать электронные браслеты, аудио, видео и другие технические средства надзора.
Кстати
По мнению некоторых мурманских юристов, понадобится время для того, чтобы судьи стали в полной мере применять ограничение свободы в виде наказания. К примеру, в 2005 году был введён в действие новый вид наказания - обязательные работы.
Но за 2005 год в Мурманской области судом к обязательным работам было приговорено всего лишь 12 человек, зато в 2009 г. их количество резко увеличилось и составило уже более 200 человек.