Коснулось это, в частности, и сигарет. Такая мера защиты экономики вылилась для населения по обе стороны границы потерей значительных доходов.
«Превед, челнок!»
«Джентльменский набор № 1» в Печорах давно уже стал притчей во языцех. С тех пор, как государственная граница для этого небольшого городка стала объективной реальностью, она же стала приносить и вполне ощутимые доходы. Согласно прежним правилам, на ту сторону можно было проносить 2 блока сигарет и пару бутылок водки.
Теперь об алкоголе и речи быть не может, а ввоз сигарет (любого сорта) ограничился 40 штуками. Всё, что сверх того – нужно в обязательном порядке декларировать. По словам Геннадия Гончарова, начальника таможенного поста международного пограничного пункта пропуска (МППП) «Шумилкино», никаких ограничений на вывоз товаров с российской стороны нет. Этим до недавнего времени и пользовались граждане как с той, так и с другой стороны.
Для небогатых россиян, у которых, например, пенсия была в пределах трёх тысяч рублей, дополнительные четыре (столько можно было заработать при условии ежедневной ходки туда и обратно) – весомая прибавка. А для жителей некогда братской республики – порой и вовсе единственный способ пропитания: кризис. Но чтобы заниматься таким челночным бизнесом, нужно было запастись - с той стороны - постоянной визой или серым паспортом негражданина. А жителю Печорского района достаточно было иметь «аусвайс» жителя Эстонии, который в своё время раздавался буквально направо и налево.
- С введением ограничений пассажиропоток на нашем направлении уменьшился в несколько раз, зато резко активизировались так называемые «бензинщики», – рассказывает начальник пограничного поста «Шумилкино» Вячеслав Алейников. - Они, собственно, и создают главные проблемы с очередями. Чтобы с нашей стороны не было толкучки, работаем сразу на две полосы, это значительно уменьшает напряжённость на границе.
- Кроме того, действуют правила, по которым в первую очередь могут пересекать границу пассажиры с детьми или те, кто следует, например, по месту назначения по телеграмме, а также по медицинским показаниям.
Туристическим автобусам мы вообще предоставляем «зелёную полосу», – дополняет своего коллегу Г. Гончаров. - Не ограничиваем мы и движение тех, кто приезжает к нам за горючим: какой бы ни был их промысел, они такие же люди, у которых есть свои права.
У каждого свой «контрабас»
По словам Олега Федотова, жителя Валги, для его семьи это «ремесло», пожалуй, единственный способ выжить. Тем более что выгода от таких путешествий очевидная.
- Литр дизельного топлива в России - 18 рублей, в Эстонии - в два раза дороже. Заправился под завязку (у нашего нового знакомого «Фольксваген-пассат», бак 80 литров. – Прим. С. Н.) и за день при двух ходках можно заработать до тысячи рублей. Мне это тем более выгодно, потому что у меня серый паспорт негражданина республики. Когда указом российского президента нам разрешили безвизовый въезд в Россию, мне эстонские власти сами (!) предложили стать гражданином. Даже курсы языка бесплатные пообещали, но я сказал, что подумаю. Вот «думаю» до сих пор: для моей «профессии» быть «серым» куда выгоднее, чем формальным гражданином – они имеют право ездить за бензином только раз в день, а я сколько хочешь.
- Можно заработать и до двух с половиной тысяч, – берёт слово другой «бензинщик» (он из Выру), - но это если «контрабасить» по полной, что, сами понимаете, опасно.
Оба моих собеседника начинают толкать свои машины к пунктам пропуска.
- Экономят бензин! – комментирует начальник поста. – У них горючее в баках рассчитано чуть ли не до грамма, до российской заправки может не хватить.
В более «выгодном» положении находятся жители Латвии, для которых поездка на границу - реальный шанс не только заправиться, но и купить товары первой необходимости. В России сахар, вино-водочные изделия в несколько раз дешевле. Для тех, кто потерял работу в кризис, такой «экономический туризм» стал единственным способом выжить.
Немалую выгоду несунам из Латвии приносят и сигареты: любых сортов, вплоть до почти пролетарской «Примы». По словам пограничников, этот вид товара самый ходовой, и челноки идут на любые ухищрения, чтобы увеличить количество провозимого: порой все технические полости машины забиты нелегальным табаком.
По прогнозам аналитиков, по мере усиления кризисных явлений ассортимент перебрасываемых через границу товаров (как и методы транспортировки: легальные и не очень) будет постоянно расти. Если государство не может (или не хочет) решать проблем своих граждан, то они делают это сами.