Снижающийся с каждым годом доход ритейлеров, открывающих торговые точки и офисы на самых людных улицах города, говорит о падении актуальности торговли в таком формате — проходимость ежегодно падает за счет оттока покупателей в торговые центры, а арендная плата неизменно растет.
Стоимость аренды коммерческой недвижимости на Невском проспекте достигает 50 тысяч рублей в месяц, что делает стрит-ритейл доступным только для крупных сетевых компаний, либо транснациональных гигантов с раскрученным брендом. Так, например, в прошлом году испанская группа Inditex арендовала два помещения на Невском проспекте. Компания открыла два флагманских магазина модной и недорогой одежды под торговой маркой «Zara Home» в помещениях бывшего универмага «Дом Мартенеса» и «Дома Книги». При этом в будние дни в магазинах довольно безлюдно: они скорее служат для позиционирования компании, выполняя маркетинговые задачи и получая прибыль от продаж только в выходные дни.
Однако эксперты отмечают рост количества сделок по продаже или аренде встроенных коммерческих помещений, предназначенных для предприятий, работающих в сфере торговли и услуг. По оценке ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в 2010 году было продано более 28% коммерческой недвижимости в сегменте стрит-ритейла.
Не устояв перед высокими арендными ставками, малый и средний бизнес перемещается в активно застраивающиеся спальные районы города — там и аренда дешевле и процент сделок больше, говорят эксперты. В среднем в одном квартале, расположенном в спальном районе Петербурга, проживает около десяти тысяч человек.
Существующая инфраструктура во многих из них не способна удовлетворить потребности каждого жителя, которому ежедневно необходимо иметь в шаговой доступности аптеки, продуктовые и хозяйственные магазины, мастерские по ремонту обуви, салон красоты, отделение банка и т.д. «По сравнению с центрами уличной торговли на Невском проспекте или Петроградке, где люди больше настроены на отдых, в спальных районах спрос на товары и услуги уже сформирован, нужно только сделать шаг навстречу потребителю», — комментирует руководитель отдела реализации коммерческой недвижимости группы компаний «ЦДС» Дмитрий Сидоренко.
При этом эксперты отмечают низкий процент свободных площадей в качественных объектах. «Требования арендаторов к качеству коммерческих помещений достаточно высоки — отдельный вход, высокие потолки, наличие коммуникаций, подключения к электросети и т. д. Исключения могут составлять подвальные помещения, — поясняет руководитель отдела реализации ГК «ЦДС» Дмитрий Сидоренко. «На сегодняшний день такому уровню требований соответствуют лишь коммерческая недвижимость, расположенная на первых этажах новостроек, и этого крайне недостаточно, чтобы удовлетворить существующий спрос»», — продолжает Наталья Старикова, руководитель интернет-проекта коммерческой недвижимости “The Property”.
Привлекательность стрит-ритейла в спальных районах повышают и крупные застройщики. В 2011 году строительная компания «ЦДС» планирует ввести в строй около 10 000 квадратных метров коммерческих площадей в собственных жилых комплексах. Стремясь пойти навстречу предпринимателям, компания ввела программу беспроцентной рассрочки на покупку помещений с фиксированным договором в рублях и выплатой раз в квартал.
«Для бизнеса это достаточно комфортный формат сотрудничества, поскольку финансовая отчетность формируется один раз в квартал. Кроме того, с мая 2011 года банки-партнеры ГК «ЦДС» ввели кредитные программы для приобретения коммерческой недвижимости в уже построенных и строящихся домах», — комментирует Дмитрий Сидоренко.
Участники рынка заявляют, что спрос на помещения для стрит-ритейла в формате «у дома» будет расти с вводом каждой новостройки в Петербурге. Это, в сочетании с пока еще низким уровнем конкуренции, будет обеспечивать владельцам встроенной коммерческой недвижимости стабильный доход.
Аглая Барто