Постараемся разобраться, что по результатам форума обещали реализовать чиновники и бизнесмены.
10-летнее ожидание
Выступая на церемонии открытия Форума, губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко заявил, что «Арктика имеет все шансы стать одним из двигателей нашей страны». Это, конечно, хорошо, но что кроме престижа получат жители области.
Как выяснилось, обустроить Арктику государству помогут инновации. Так, например, у нас появится технопарк в Аллакурти, технико-внедренческая зона в Апатитах и индустриальный парк в Мончегорске. В планах - строительство новых железных и автомобильных дорог, портов и аэропортов, которые по уровню сервиса будут соответствовать международным стандартам. В область прекратят завозить дорогой мазут, а значит и тарифы ЖКХ перестанут быть такими астрономическими. И это всё должно быть готово к 2020 году.
Где деньги брать будем?
В последнее время Мурманская область стала крайне популярна для отечественных и зарубежных инвесторов. В первую очередь это, конечно, связано со Штокманом. Это самый крупный инвестиционный проект Арктики - соответственно, поучаствовать в нём желают многие предприятия, в том числе и региональные. Как рассказал главный исполнительный директор компании «Штокман Девелопмент АГ» Алексей Загоровский, все расчёты по Штокману должны быть готовы в январе, а решение акционеры примут в марте 2011 года. Это означает, что в оптимистичном варианте развития проекта уже к весне должно начаться строительство объектов в Териберке, где понадобятся и руки местных рабочих.
Напомним: обсуждая направления социально-экономического развития Мурманской области, региональные чиновники уже говорили о глубокой модернизации портовой инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, а именно о строительстве перерабатывающих мощностей и развитии аквакультуры. И, кажется, они, наконец, нашли, за чей счёт осуществить эту модернизацию.
Так, одна питерская группа компаний намерена разработать инвестиционный проект и принять участие в создании на территории Мурманской области производственного рыбохозяйственного комплекса по товарному выращиванию и переработке водных биоресурсов, а также помогать региону в организации профессионального обучения перспективным профессиям рыбохозяйственного комплекса.
«Человеческий» морвокзал
Интересно, что первый вице-премьер России Сергей Иванов выразил крайнюю надежду на то, что в октябре этого года выйдет постановление правительства о создании в Мурманской области свободной экономической зоны портового типа. Что, по его мнению, станет очередным стимулом к строительству порта. Причём к строительству непременно на западном берегу, потому что нефть и уголь явно не облагораживают город в экологическом смысле.
- А восточный берег можно отвести под быстрые и контейнерные грузы, пассажирский терминал, - добавил Сергей Иванов. - Для того чтобы губернатор Мурманской области смог осуществить идею по созданию нормального «человеческого» облика морского вокзала.
Таким образом, планы на наш регион и у областного, и у федерального правительства - грандиозные. Главное, чтобы все эти пока ещё «бумажные» проекты оказались реализованы.