Наценка на мясо практически в 200% не осталась незамеченной. Пожалуй, если бы премьер решился на подобный визит в новгородские магазины, местные наценки удивили бы его не меньше.
- Я не могу сказать, есть ли такие наценки в Новгородской области. Существует различная продукция, и наценки на неё зависят от торговых затрат. Средняя наценка в городе – 25%, - сообщила Марина Ильинская, начальник Управления торговли экономического комитета Новгородской области.
На контроле у власти
Но, если судить по тому, как разнятся цены на один и тот же продукт в различных торговых точках Великого Новгорода, издержки наши торговцы несут «изрядные». Ведь разница между ценой производителя и ценой в магазине порой зашкаливает - 150%.
Пока государство не регулирует торговые наценки, но уже сейчас речь об этом идёт. Ожидается федеральный закон с перечнем товаров первой необходимости, на которые государство сможет регулировать наценку. Во втором альтернативном проекте закона, который пока также находится на стадии разработки, отстаивается позиция сельхозпроизводителей, путь в торговые сети которым практически недоступен.
- Мы с сетями не работаем, поскольку у них жёсткие условия, там и отсрочки платежей, и такие требования, которые нам выполнять трудно, да и идти на них не выгодно. Мы сами достаточно мобильные и подвижные: торгуем крупным и мелким оптом, в розницу, - рассказал Олег Железняков, генеральный директор ООО «Старорусское».
Должно ли, по-вашему, государство вмешиваться в ценовую политику сегодня?
- В конечном итоге, рынок сам всё «разрулит», но не сегодня, и не в этом десятилетии. На этом этапе государство как-то должно вмешиваться, при этом меньше предъявлять требований к нам. Ведь если ужесточается нормативная база, к примеру, по экологии, мы платим штрафы, они входят в издержки предприятия и автоматически накладываются на потребителей, - отмечает сельхозпроизводитель.
Без наценки слабо?
И всё же работать практически без наценки можно. Это решили доказать новгородские товаропроизводители. Сегодня в городе создаётся некоммерческое партнёрство, в состав которого войдут восемь местных предприятий. Планируется, что продукция участников этого объединения будет продаваться в социально ориентированном магазине с минимальными торговыми наценками.
- Это будет уже второй магазин в нашем городе, думаю, у этого начинания долгая жизнь. Ведь у нас не мало пенсионеров с небольшими пенсиями и горожан с низкими зарплатами, - считает Татьяна Пашкова, председатель Комитета по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию администрации Великого Новгорода.
Как обещают власти, а инициаторами создания этой торговой точки выступают они, наценки в магазине будут минимальными – десять процентов.
- Это можно обеспечить только торговлей своей продукцией напрямую, уменьшив количество звеньев в цепочке от производителя до покупателя, - подчёркивает Марина Ильинская.
Путь от новгородского производителя до покупателя значительно уменьшится, а будут ли востребованы мясо, хлеб, рыба, яйца, молоко, овощи, сладости, газированные напитки основных предприятий пищевого производства области, покажет время.