В недавнем прошлом – священник, руководитель пресс-службы Псковской епархии, создатель первого в Пскове паломнического центра. Ныне - богослов, краевед, радиоведущий, экскурсовод, директор турфирмы…
Всё это один человек. Имя Андрея Таскаева хорошо знакомо псковичам. При том что деятельность нашего гостя уже давно связана лишь с двумя областями - православием и краеведением. Не самые популярные в народе темы…
Возделывая сад
- Андрей Григорьевич, многих наших читателей интересует ваш нынешний социальный статус…
- То есть являюсь ли я священником? Уже нет. У нас есть такое понятие - «за штатом». Это можно сравнить в какой-то степени с военными, когда их увольняют в запас. Поэтому выполнять функции священника я уже не уполномочен. А если иметь в виду место работы, то я являюсь учредителем и директором турфирмы.
- Выведение за штат было связано с обстоятельствами вашей личной жизни?
- Да. Поскольку я был рукоположен будучи неженатым, то уже не имел права жениться, будучи священником. Женитьба означала для меня уход из служителей церкви.
- И всё-таки ваша работа вплотную связана с церковью.
- Приобщать людей к православию можно не только будучи священнослужителем. Наоборот, возможно, людям как раз не хватает того, чтобы Церковь «повернулась лицом» к обычным людям. Нередко приходится видеть картину, когда человек, не знающий церковных тонкостей, подвергается своеобразной «дедовщине» со стороны бабушек, которые считают себя старожилами храма. Но мне кажется, важнее, когда человек внутри себя несёт свет веры, а не то, сколько раз на неделе он посещает храм.
- Ваш клуб можно считать такой площадкой для приобщения к вере?
- Наш клуб - дело не новое, он существует уже 9 лет, называется «Градар» - город, данный в дар Богом, а мы - градари. По-славянски «градарь» - садовник. Таким образом, наш клуб приглашает садовников для ухода, изучения и возделывания своего сада-города. А началось всё с факультатива «Дорога к храму» в Псковском филиале Академии туризма. Мы со студентами собирались в непринуждённой обстановке за чашкой чая и обсуждали вопросы православия. Сейчас мы базируемся в Молодёжном центре, совершаем поездки по святым местам Псковской области. Комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи предоставляет раз в месяц автобус, а я провожу экскурсии. Ребята уже побывали в Острове, Гдове, Печорах, Никандровой пустыни.
- Что означает само понятие «светское паломничество»?
- То же самое, что религиозный туризм. Это возможность для людей, которые делают первые шаги к вере, потихоньку приобщаться к церкви. Ведь история практически любого города невозможна без религиозной составляющей, а что касается Псковской земли - здесь вообще всё пропитано духом православия.
«Псковский Охлобыстин»
- Одно время вы очень много занимались идеей строительства храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в Крестах. А нужны ли Пскову новые храмы при обилии уже существующих? Ведь и строительство его идёт очень трудно, идея народной стройки явно буксует.
- Да, я вхожу в состав попечительского совета храма, и меня оттуда никто пока не попросил. И я по-прежнему считаю, что строить новые храмы необходимо. К тому же, почти все существующие церкви в городе приведены в порядок, поэтому упрёки в том, что, строя новое, мы забываем старое, необоснованы. Жители района, где строится храм, очень довольны - ведь в окрестностях Крестов нет ни одного. Правда, есть небольшие сомнения относительно того, как скоро завершится это благое дело. Кроме того, я, например, очень хорошо отношусь к артисту Юрию Гальцеву, но не уверен, что его недавний концерт в пользу храма в полной мере соответствует масштабу и духу благотворительного проекта.
- По-вашему, нужен более строгий «отбор»?
- Понимаете, когда мы приглашали в Псков знаменитостей для встреч, то проводили эти встречи бесплатно и в основном с молодёжью. И старались выбирать людей не только по степени известности, но и по отношению к религии: человек должен быть обязательно верующим. Не фанатиком, а по-человечески верующим. Популярный радиоведущий Андрей Чижов, актёр (кадет) Борис Корчевников, актёр и режиссёр Иван Охлобыстин… Все эти люди говорили на встречах с псковичами о вере. Это был главный критерий, на самом деле. Но я не знаю, строгий ли это отбор?
- Вы и сами нередко выступаете по радио…
- Да, это Андрей Чижов предложил мне время от времени в прямом эфире отвечать на вопросы радиослушателей в отношении религии. Называет меня «псковский Охлобыстин».
«Я понимаю сомнения»
- Какие же вопросы интересуют современную молодёжь?
- Вы знаете, время идёт, а вопросы те же. Мне кажется, для того, чтобы поверить, человек должен понять в первую очередь момент грехопадения. Ведь по сути своей вопросы религии неразрешимы - разве можно со стопроцентной уверенностью ответить на самый главный вопрос: «А есть ли Бог?». Я хорошо понимаю сомнения молодёжи - сам был такой. Мне в своё время помог один священник: благодаря долгим беседам с ним я для себя нашёл ответ. Теперь помогаю другим.
- Сложно было проводить фестиваль «Хельга» без поддержки властей?
- Честно говоря, сейчас мы пришли к мнению, что когда власть не вмешивается, всё проходит даже лучше. Жаль только, что из-за информационного вакуума на фестиваль добралось не так много туристов. И я сейчас, возможно, не совсем уместную параллель проведу, но вот, например, Великий Устюг - родина Деда Мороза. Люди придумали историю, создали привлекательную для туристов площадку. А у нас и выдумывать-то нечего, всё есть. Кстати, на «Хельгу» приезжал швед Ульф Андерсен, его соотечественники считают княгиню Ольгу «своей». В плане исторической реконструкции там совершенно другой уровень, нам было бы чему поучиться друг у друга, о чём поговорить.
- Каковы ваши планы на будущее?
- Осенью возобновим православные поездки «Градара». С журналом «Фома» продолжим занятия в клубе молодых журналистов. А на базе Молодёжного центра хотим создать православную библиотеку. Хотелось бы продолжить традицию приглашения знаменитостей для встреч с молодёжью, создать дискуссионную площадку. Ведь в наше время противников православной церкви немало. Но моя позиция такова, что человек имеет право на своё мнение. Главное, чтобы вместо упорного отрицания он начал задумываться. Тогда появятся вопросы. А тот, кто задаёт вопросы, рано или поздно получает ответ.