Примерное время чтения: 5 минут
138

«И сам заслушаюсь»... Предъюбилейный Пушкинский фестиваль завершился

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ - Псков" 15/02/2012
Фото: АиФ

 Да, зрители-«старожилы» уже привычно сетуют на скудость афиши, критики упоённо разбирают по косточкам всё увиденное. Но организаторы последовательны и непререкаемы: «Фестивалю быть!» - говорят они каждый трудный год (других-то у нас не бывает). И предлагают обсуждать не гипотетическую возможность прерывания почти уже 20-летней традиции, а вполне конкретный вопрос: каким быть фестивалю?

«Реквием» прозвучал

«АиФ-Псков» уже рассказал о достойном открытии пушкинского празднества - опере «Борис Годунов», представленной артистами Центра оперного пения Галины Вишневской в Пушкинских Горах. Нота была взята высокая, не поэтому ли драматический театр оказался в тени оперного искусства? Или сказалась временная бездомность? Ведь Псковский академический драматический театр имени «нашего всего» на ремонте… Это не столько объяснение, сколько надежда: уж в следующем-то году на новой сцене всё будет иначе - больше, ярче, лучше. Впрочем, сцена - не спортивная арена. И XIX фестиваль подарил немало открытий.

Постановку Александра Сокурова «Моцарт - Сальери - Пушкин» можно было бы «отрецензировать» одной фразой: всё гениальное - просто. «Отец фестиваля» Владимир Рецептер отметил её как явление публике нового Пушкина - филармонического. Текст маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» читал заслуженный артист России, лауреат национальной премии «Золотой Овен» Леонид Мозговой. Гармонию музыки и голосов подарил зрителю лауреат международных конкурсов камерный хор «Россика». В самом начале художественный руководитель и дирижёр Валентина Панченко отметила, что хор остановится в конце «Лакримозы» как раз на том аккорде, на котором по легенде выпало перо из рук Моцарта. И зритель получил потрясающее по силе воздействия художественное впечатление. И такое необходимое в эти февральские дни переживание. Ведь круглую траурную дату (175-летие гибели поэта) в этом году, как и пять лет назад, специально не подчёркивали, но «Реквием» прозвучал…

Чья дама бита?

А ещё в фестивальной афише случились две «Пиковых дамы». Первая - от Вышневолоцкого областного драматического театра под руководством Владимира Коломака - произвела противоречивое впечатление на критиков. Один из них иронично отдал должное режиссёру, отметив, сколько всего тот «умудрился втиснуть в 1,5 часа». Возможно, это было мягкое обвинение в преступлении против вкуса: нельзя надеть всё лучшее сразу. А в этом спектакле были и гусарская баллада, и вампирский триллер, и комедийная пантомима, и, конечно, любовная мелодрама. Детям и молодёжи этот набор понравился: всё подали «на блюдечке», без двойного дна смыслов, да ещё и развлекли. Хоть и в ретроспективе: с самого начала зритель видит Германна уже в сумасшедшем доме, и всё дальнейшее действо представлено как отрывочные воспоминания душевнобольного человека. Поэтому можно было всё! И театр воспользовался этим приёмом по полной программе.

Другое дело - «Пиковая дама» Гродненского областного театра кукол. Думается, если бы фестиваль имел соревновательный момент, то пальму первенства критики отдали бы именно этому спектаклю. Достойно, тонко и… очень смешно разыграли белорусские актёры эту на самом деле страшную историю. «Это была шутка!» - твердит графиня Германну, явившемуся в её спальню. «Я пошутила», - подтверждает она, являясь ему в бреду. И вроде бы ни слова не добавили в пушкинский текст, лишь сдобрили цитированием писем двух гениев - Пушкина и Чайковского, озадаченных своими «пиковыми» замыслами и их реализацией. А зал заворожённо, как в первый раз, как будто не зная, чем всё кончится, следил за игрой кукол и актёров. Впрочем, возможно, многие и не знали: маленький зал Псковского областного театра кукол был полон школьниками. То, как они реагировали на действие, и есть лучшая похвала режиссёру Олегу Жюгжде и актёрскому ансамблю (здесь трудно кого-то выделить, разве особо отметим исполнительницу женских ролей - Ларису Микулич, шикарную старуху-графиню, милую бедную Лизу, непостоянную благодетельницу Чайковского Надежду Фон Мекк и просто даму в чёрном).

Чертовски притягателен

Финальный фестивальный аккорд был оперным: на псковской сцене давали «Дон Жуана» оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» и солисты оперных театров Санкт-Петербурга, Москвы и Национальной Оперы Эстонии. Руководитель симфонического оркестра Псковской областной филармонии, дирижёр постановки Геннадий Чернов рассказал, что собрать такой звёздный состав было непросто ввиду большой востребованности солистов. Все они приехали буквально на один день, репетировали всего полтора часа… А публика была в восторге. Исполнитель роли Дон Жуана Вадим Кравец признался, что его герой, конечно, не сахар, но «чертовски притягателен». А Фёдор Кузнецов, сыгравший «за двоих» (Мазетте и Командора), предположил, что если дам в зале будет много, значит, образ коварного соблазнителя и впрямь на все времена. Дам было много…

Фестиваль закончился и… у него опять всё впереди. Хотя всё сложнее становится собрать в Пскове «искромётных гениев», заинтересованных в театральном собрании Пушкина. Но Владимир Рецептер убеждён, что даже прерывать этот опыт ни в коем случае нельзя. «Мы знаем, чем может закончиться такой перерыв», - отмечает он. А всем неравнодушным, кого манит ещё свет софитов и звук настраиваемых инструментов, организаторы желают «тяги и простодушной жажды Пушкина».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах