«Хвалить актёров остерегаюсь»
- Юрий Вячеславович, как вы пришли в режиссуру?
- Это долгая история. Не скажу, что всегда хотел быть режиссёром, но судьба как-то сама привела меня в эту профессию. Вроде всё было обыденно: пошёл в армию, потом поступил в МГПУ, работал в школе. А потом стал актёром в театре Северного флота. В 1991 году поступил на режиссуру в Ленинградский институт культуры. Отучился, вернулся обратно в театр, но уже режиссёром.
- Чем вас так привлекла эта профессия, почему всё-таки не стали актёром?
- Режиссёр - очень интересная профессия. Надо придумать новый мир, сочинить историю на основе литературного произведения, для этого в человеке должны присутствовать созидательные качества. Нужно уметь фантазировать и сочинять, а дальше и выстраивать всё остальное: логику среди персонажей, цель, ради которой нужна эта история. Главная ипостась режиссёра - «режиссёр-толкователь».
- Говорят, актёры - люди капризные. Как вы срабатываетесь?
- Актёры очень капризные. А в отношении взаимодействия с режиссёром… тут - как группа крови: подходит или не подходит. При этом к каждому нужно найти ключ, но не всегда хватает времени, опыта или желания. С молодыми актёрами сложнее в силу отсутствия опыта. У нас есть много людей, которые находятся на стадии освоения театральной профессии, поэтому с них трудно серьёзно спрашивать.
А вообще режиссёр стоит у руля, он главный в работе над спектаклем, и все стыковки или нестыковки - вина или заслуга режиссёра. Актёры - люди эмоциональные, и это нужно помнить. Хвалить актёров я остерегаюсь - боюсь перехвалить, потому что в таком случае они расслабляются и почивают на лаврах.
Представлять или переживать
- Театральные люди очень суеверны. Есть ли у вас какие-то особые приметы?
- Раньше я не брился перед премьерой за несколько дней. Потом как-то эта примета отошла. Есть и талисманы: кукла из бисера, пулька, медальончик. Какой-то из них всегда перед премьерой со мной в кармашке. У актёров, кстати, тоже приметы есть. Кто-то, поднимаясь по ступенькам на сцену, стучит по ним. Всё это делается для привлечения удачи. Всякое же может быть, театр ведь - живое дело.
- «Не верю!» кричите?
- Вслух - никогда, а про себя - бывает. Есть разная методология актёрской игры: «театр представления» и «театр переживания». Первый указывает на очень хороший уровень мастерства. Актёр владеет богатым набором внешнего инструментария: голосом, взглядом, интонацией, жестами. К молодым это умение приходит с годами. Хотя, может, и не всегда надо переживать-то. Есть такой анекдот: разговаривают два актёра. Один говорит другому: «Этот спектакль меня мучает, я не верю себе, выпадаю из образа, не могу прожить историю до конца». Другой ему отвечает: «А ты играть не пробовал?»
Прекрасно сыгранная роль, не прожитая, а сыгранная, тоже дорого стоит. На самом деле очень редко можно весь спектакль именно прожить.
- В чём отличается постановка классической пьесы от пьесы современной?
- Сложности есть и там, и там, но они разного порядка. При постановке классической пьесы нужно забыть всё, что видел до этого, и спросить себя: «А что меня привлекает в этой пьесе? Что в ней есть актуального на сегодняшний день?»
Что касается современных пьес… Новая драматургия сейчас всё больше экспериментальная. Нынешние драматурги плачутся: «Как нам найти своего режиссёра, того, который нас поймёт», - найти общий язык с автором действительно непросто.
Их позиции в отношении сегодняшней действительности зачастую весьма неопределённы, потому что они пробуют себя. В этом есть плюсы: возможность разнообразия трактовок современных пьес - классика всё-таки более конкретна.
Современные пьесы актуальны, но для какого-то периода времени, и жизнь их, как правило, не продолжительна.
Например, есть у нас спектакль «Зеркало Сен-Жермена» Б. Акунина. Актуальность этого спектакля потихоньку сходит на нет, а вот пьеса Гришковца «Зима», наоборот, популярна. В ней говорится о недостаточной подготовке ребят к армии, о неприспособленности и неготовности к тем испытаниям, которые им предстоят на службе.
Песен нет
- Но помимо вашего личного выбора пьес бывает, наверное, что их вам навязывают. Часто бываете не согласны с этим?
- Иногда трудно объяснить некоторые факты репертуарной политики. Например, в этом сезоне объявили премьеру спектакля «Дожить до премьеры». Это комедия с элементами чёрного юмора на тему Великой Отечественной войны.
Такое сочетание жанра, фабулы и темы если и возможно, то только ради высокой идеи, оправдывающей подобный ход, но таковой в пьесе я, к сожалению, не нашёл. Мы от неё всё-таки отказались, вот только замены пока что не нашли. Комедии-то вроде у нас есть, но какие-то они несмешные, тяжёлые - время, наверное, такое. Нет лёгкости, полёта. Перефразируя слова классика: «Вы хочете песен? Их нет у меня».
Досье:
Юрий Вячеславович Сергиенко. Родился 29 января 1961года в Иркутской области.
В театре Северного флота работает с 1993 года - актёр, режиссёр-постановщик. Автор инсценировок к спектаклям, сценарист театральных капустников. Председатель и член жюри городских и областных театральных фестивалей.