Репетиции на чемоданах
Недавно великолукский драматический театр открыл новый - 97-й - театральный сезон. О том, чем и как живёт провинциальный «храм Мельпомены» сегодня, мы попросили рассказать Павла Сергеева, его главного режиссёра.
Елена Яземова, PSKOV.AIF.TU: - Павел Петрович, если в целом, как дела?
- Во-первых, продолжается масштабная реконструкция театра. Но, тем не менее, мы продолжаем работать, выпускаем спектакли. Новый «взрослый» сезон мы открыли яркой комедией «Модный кавалер» по Шарлеманю, детский сезон - спектаклем «Жила-была сыроежка». Ну и потихоньку-помаленьку что-то репетируем. Сейчас Дмитрий Борисов ставит нам спектакль о любви по рассказам Чехова, Аверченко и Зощенко. Хотя на время реконструкции существуем в довольно-таки спартанских условиях - играем на площадке, выделенной нам, и в домах культуры города.
- Только в городе? На гастроли не ездите?
- Ну что вы, какие сейчас гастроли? На это нужны деньги, а их нет.
- Почему для открытия сезона выбрали комедию? Или это случайность?
- Назовем это обусловленной необходимостью. Дело в том, что в прошлом сезоне репетиционный период совпал с переездом. А в такой обстановке было бы очень тяжело готовить какой-то серьёзный спектакль. Причём тогда ещё даже не было понятно, где мы будем репетировать, поэтому для новой постановки нужно было найти какой-то лёгкий материал. И я обратился к жанру водевиля, потому что его проще репетировать в таких условиях. К тому же, нужно было сделать спектакль для «эксплуатации» его на двух площадках – малой и большой в каком-нибудь доме культуры. То есть, своего рода спектакль-трансформер.
Корпоративы против Мольера
- Театральное искусство востребовано в Великих Луках?
- Да, у нас очень любят театр, спектакли, и зрители нас знают.
Часто бывает, когда идёшь по городу, а тебя останавливают незнакомые люди, спрашивают, что и когда будет или просто дарят комплименты. Это происходит и на улице, и в магазинах. Как раз сегодня встретил нашего молодого артиста, который возвращался из поликлиники. Он рассказал, что всё прошло замечательно, там его сразу узнали и незамедлительно отправили к врачу.
- Без очереди?
- Именно так. Причём он очень не хотел идти в поликлинику: мол, там народу всегда много. Мне даже его уговаривать пришлось. И вот как обернулось. То есть, люди любят театр. Мы часто проводим творческие встречи, и там нам задают очень много «театральных» вопросов. Зрители спрашивают, как создаётся спектакль, интересуются жизнью артистов, как те пришли в профессию.
- Я вот тоже хочу спросить про жизнь артистов. В материальном плане сейчас по-прежнему тяжело?
- Очень. Причём по одной единственной причине – маленькая заработная плата. Я не знаю, как люди выживают на такие деньги. В других субъектах федерации едва ли не везде заработная плата гораздо выше, поэтому у нас происходит отток. Например, в начале этого сезона из нашего театра ушли двое молодых артистов. И мне понятно, почему они это сделали. Конечно, очень жаль, когда уходят такие способные ребята. Но они ушли туда, где больше платят.
- В другой театр или в другую профессию?
- В другие театры. Например, один из них переехал в Балаково Саратовской области, и там ему сразу дали жильё, хорошую заработную плату.
- А свежие кадры появляются?
- Да, недавно пришли двое молодых ребят. Но они только-только из института, и пока ещё ни одной роли у нас не сыграли.
- Великие Луки – промышленный город, здесь много различных предприятий и организаций. Есть у ваших актёров возможность подрабатывать на корпоративах?
- Вот вы произнесли слово «корпоративы», и оно меня, мягко говоря, неприятно задело. Понимаете, люди приходят в нашу профессию, и их учат, что это что-то вечное, светлое, несущее добро. А корпоративы – совсем из другой сферы. Если за ними гоняться, то происходит деградация. Как после этого играть Толстого, Мольера, Достоевского? Корпоративы – это не сфера культуры, и артисту… не нужно бы этим заниматься.
Помогать меняться
- На вашем сайте висит объявление о доборе в театральную студию. Растите смену?
- С подростками занимаетесь сами?
- Нет, в студии преподают наши молодые актёры. Два года назад к нам пришли молодые ребята, и я увидел, что они хорошо профессионально подкованы, причём в современном стиле. И решил, что будет лучше, если молодёжи станет преподавать молодёжь. Думаю, они быстрее могут найти общий язык и лучше чувствуют время. А мне очень нравится наблюдать всё это со стороны.
- Сейчас занятия в студии бесплатны. А не было мысли ввести разумную плату, и за счёт этого хоть немножко повысить зарплату актёрам?
- Всем ребятам, которые к нам приходят, я задаю вопрос: кем работают твои мама и папа? И по итогам этих опросов могу сказать: обеспеченные люди не пускают своих детей в эту нищую профессию. Так что, если мы введём плату хотя бы в 500 рублей, произойдёт моментальный отток. Многие, приходя записываться, дополнительно уточняют: а у вас точно бесплатно? Поэтому вот такая у нас социальная миссия. Конечно, хотелось бы, чтобы они нам что-то платили, но, увы.
- А что бы вы посоветовали тем ребятам, которые хотят попробовать себя в актёрской профессии?
- Прежде всего – попробовать. Чтобы не переживать через несколько лет: ой, у меня была такая возможность, вдруг бы у меня получилось? Наберись смелости, приди и скажи – я хочу попробовать. Да и вообще, нужно воспитывать в себе интеллигентного человека, прививать себе культуру, понимать мир кино, мир живописи, мир литературы. В этом мы тоже помогаем ребятам. Ведь у человека уже в юности должен быть некий джентельменский набор – чтобы потом, вступая во взрослую жизнь, он не попадал впросак в простых, казалось бы, ситуациях.
Досье
Павел Сергеев. Родился в Душанбе, окончил хореографическое училище при местном театре оперы и балета (директором театра работал его дедушка), затем – актёрское отделение ГИТИСа и режиссёрский факультет высшего театрального училища имени Щукина при театре Вахтангова.
Работал в драмтеатрах Душанбе и Рязани. С 2001 года - главный режиссер великолукского драматического театра.