Сенсацией псковский роторно-лопастной двигатель стал семь лет тому назад – после того, как псковские газетчики написали про него статью под названием «Феррари отдыхает». Следом и телевизионщики с ведущих центральных каналов в Псков потянулись – изобретение века прославлять.
Казалось, ещё чуть-чуть – и шведский король почтёт за честь пожать моим землякам руку. Но проходят годы, а воз, он же Ё-мобиль, и ныне там, хотя многие авторитетные эксперты уже не раз высказывали мнение: если бы за дело взялись псковские инженеры, обещанная Прохоровым супермощная машинка уже вовсю бороздила бы просторы Вселенной.
Почему этого не происходит, рассказывает один из главных разработчиков псковского двигателя внешнего сгорания - заведующий кафедрой «Электроприводы и системы автоматизации» Псковского государственного университета, начальник управления научно-исследовательской деятельности Псковского государственного университета, доктор технических наук, профессор Игорь ПЛОХОВ.
Переломный момент
Ольга Миронович, "Аргументы и Факты - Псков": - Игорь Владимирович, разве президент Путин на недавней встрече с российскими учёными не велел поактивнее внедрять ваши изобретения в производство? Когда уже наконец псковский двигатель поступит в серийное производство?
- Для команды, которая трудится над этим изобретением, прорывным стал 2007 год, когда мы стали участниками Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса РФ» и получили на теоретическую разработку своего изобретения 7,5 миллиона рублей. Эти деньги давным-давно освоены, а «талмуды» с описанием нашего двигателя давным-давно написаны и переправлены куда следует. Теперь нам нужны деньги на создание опытных образцов, но мы пока не придумали, где их раздобыть.
На днях мы отправили 46-ю заявку на очередной конкурс грантов. Проблема в том, что во всех конкурсных комиссиях сидят не просто эксперты, а сотрудники тех или иных столичных НИИ. Естественно, они в первую очередь заботятся о том, чтобы выделяемые государством деньги шли на развитие собственных институтов.
- Понятно. «Ну как не порадеть родному человечку»… А много вам нужно денег, чтоб создать опытные образцы? И как скоро вы могли бы явить эти опытные образцы миру?
- Нам необходимо миллионов тридцать как минимум. И два года работы. Нам же надо будет не просто произвести опытный образец, но и сломать его.
- То есть как это «сломать»?
- Во время испытаний при максимальных нагрузках. А это значит, что понадобится не один, а как минимум три опытных образца. И что бы уж наверняка, один из них должен хотя бы годик покрутиться без остановки. Вот и считайте.
На сегодня нас финансирует только Псковский государственный университет, за что ему огромное спасибо. Ведь из денег, выделенных на его стратегическое развитие, почти два с половиной миллиона были истрачены на приобретение оборудования для нашего проекта.
Только один парогенератор обошёлся университету больше, чем в миллион.
Чтобы испытать новый, уже третий по счёту, опытный образец нашего двигателя, мы заказали большой морской контейнер размером 2,5 на 6 метров, в котором будут установлены тот самый парогенератор, а также электрогенератор, резервуар с водой, двигатель и системы автоматики.
А пока мы проводим свои испытания на сжатом воздухе высокого давления.
Лучше старых двух
- Что это за «новый» образец и чем он отличается от «старого»?
- За то время, пока мы доводили своё изобретение до ума, мы поняли, что сам по себе двигатель внешнего сгорания на рынке не так уж и востребован. Промышленности гораздо нужнее мощный и компактный двигатель в составе автономной энергоустановки, которая бы без лишних затрат обеспечивала людей электроэнергией, теплом, горячей водой для хозяйственных нужд и чистой питьевой водой.
- А вы не припозднились со своей идеей? В Норвегии уже построили жилой дом, который производит в два раза больше энергии, чем потребляет. На солнечных батареях.
- Солнечные батареи – слишком дорогое удовольствие. Мы предлагаем гораздо более дешёвый способ производить энергию. Для нашего двигателя годится любое местное органическое топливо – хоть дрова. При этом коэффициент полезного действия в режиме когенерации (одновременной выработки электричества и тепла) у него очень высок.
- У современных энергосберегающих котельных тоже ого какой КПД…
- Только в том случае, если они находятся рядом с домом. А если вода поступает в дома по трубам протяжённостью в сотни метров? Наш двигатель не просто намного мощнее двигателя внутреннего сгорания. Он ещё к тому же компактный. Его можно установить в подвале любого дома. Теплотрасса станет короче некуда.
Разрабатывая свой двигатель, мы заботимся также и о том, чтобы уменьшить насколько это возможно себестоимость его изготовления. Последняя разработанная нами модель очень технологична. Почти все детали, за исключением, разве что, корпуса, можно будет производить простой штамповкой.
Увезу тебя я в тундру
- А лучше в Моглино. Знаете, кому такие двигатели сейчас особенно нужны? «Газпрому»! Всё дело в том, что у него есть одна трудно решаемая проблема – обеспечивать управляемость скважинами. Понятно, что к каждой скважине линию электропередачи не подведёшь. Они работают на аккумуляторах, которые приходится подзаряжать либо от солнечных батарей, либо от ветряков. А когда нет ни солнца, ни ветра, к скважине на вертолёте доставляют бензиновый генератор. Можете себе представить? И таких скважин у «Газпрома» - больше 50 тысяч. А наш компактный двигатель как расширительную машину можно просто-напросто встроить в трубопровод. Поток газа из скважины будет его крутить – и аккумуляторы всегда заряжены.
- Отчего же тогда «Газпром» в разработку ваших опытных образцов деньги не вкладывает?
- «Газпром» опытные конструкторские работы (ОКР) принципиально не финансирует. Потому что много тут таких ходит со своими теориями, а на выходе получается, как с Ё-мобилем. Поэтому «Газпром» пообещал покупать у нас готовые двигатели даже по более высокой цене, чем мы хотели, но! - только после испытаний.
- Неужели никто не хочет купить ваш двигатель «на корню», чтоб потом не распихивать локтями конкурентов?
- Покупателей-то у нас хоть отбавляй. Но им всем подавай работоспособный образец – готовую испытанную железяку. Думаю, как только мы продемонстрируем двигатель, который покрутится без остановки хотя бы неделю, у нас отбоя не будет от желающих его приобрести.
И тогда его мигом начнут внедрять где только можно. Ведь более 80 % территории России до сих пор не электрифицировано. Из-за этого на Крайний Север навезли столько бочек с соляркой, что до сих пор не разгрести.
Конечно, у всех современных оленеводов имеются автономные электростанции – либо бензиновые, либо дизельные. Но стоимость добываемой таким способом электроэнергии сумасшедшая, а изнашиваются подобные агрегаты всего за год. Мы же рассчитываем, что моторесурс нашего двигателя составит не менее десяти лет.
Одним словом, у нас идея живая, интересная. Например, сегодня в ПсковГУ болгары приехали наш двигатель смотреть. Промышленники начеку.
В статье использованы материалы с сайте https://delta-t.zapto.org.