Ей слишком многим и слишком много надо было доказать. Благодаря упорному труду девочка из шахтёрского посёлка в Красноярском крае взошла на олимпийский пьедестал Солт-Лейк-Сити, потом её карьеру чуть не сгубил допинговый скандал в Турине. И вот наконец торжество справедливости - ещё одна медаль высшей пробы. И снова на Олимпиаде. На третьем этапе эстафеты биатлонисток Ольга смогла переломить ход соревнований и обеспечить Ольге Зайцевой (которая стартовала последней) 44,8 секунды опережения. С таким преимуществом проиграть уже было нельзя.
«Я не брошу»
Впервые на лыжи Ольга Заморозова (девичья фамилия. - Ред.) встала в пять лет. Ей жутко не понравилось. Но в спортивную школу записалась вместе со всем 4-м классом. Просто в Сибири так принято - ходить на лыжах и заниматься спортом.
- Она явно отличалась от других, - вспоминает Гарри Эллер, первый тренер чемпионки. - С тренировок не уходила, пока не пробежит на 2-3 км больше, чем задано. И в отличие от многих никогда не говорила: «Я брошу». И не бросила. Ни спорт, ни родную школу - постоянно помогает ей инвентарём, часто приезжает и встречается с ребятами. Среди тех, кто, открыв рот, смотрит на несгибаемую медалистку, наверное, уже растёт новый чемпион.
Талантливую школьницу пригласили в лыжную сборную страны. Сразу же в копилке медалей зазвенели «золото» первенства мира 1993 г., «серебро» 1994 г. и множество других наград. А потом в её жизнь пришли любовь, замужество и дочь Даша. На лыжню Ольга вернулась через два месяца после родов, но всё шло как-то не так… Результаты падали, появилось равнодушие. По её собственному признанию, решение поменять вид спорта созрело спонтанно, на кухне.
- В какой-то момент всё, что касается лыжного спорта, мне осточертело. И вот, пока я находилась на перепутье, к нам с Евгением (первый муж Ольги, тренер по биатлону Евгений Пылёв. - Ред.) приехали в гости чемпионка мира по биатлону Ольга Ромасько с мужем Анатолием, тоже «биатлонным» тренером. И, пока я суетилась около плиты, они, как говорится, без меня меня женили. То есть решили, что я тоже должна стать биатлонисткой, - рассказывала она «АиФ».
Ей надо было только научиться стрелять. Получилось метко: 2000-2001 гг. - «золото» чемпионатов мира, а затем и первое место в олимпийской гонке преследования на 10 км на Играх-2002.
- Каждая из наших девчонок, набегавшись, только и мечтает, чтобы послать этот биатлон куда подальше. И только став олимпийской чемпионкой, я поняла, ради чего потела.
«Сними форму, не позорь Родину»
Перед Турином Ольга повредила ногу, поэтому в сборной на неё особо не надеялись. Но на первой же олимпийской трассе - в индивидуальной гонке на 15 км - она сумела взять «серебро».
И вдруг - скандал. Взятые после финиша допинг-пробы показали наличие в организме спортсменки запрещённого вещества карфедона. Решением Международного олимпийского комитета её лишили медали и дисквалифицировали на 2 года. Оправданиям, что она лечилась и получила препарат от врача, никто не поверил. От шока отошла не скоро.
- Когда я в Турине вышла утром из номера, чтобы пойти к руководству сборной, первый же встреченный чиновник мне сказал: «Сними форму, не позорь Родину!» Такое не забывается.
Но, к счастью, нет худа без добра. Два года отлучения от спорта подарили Ольге два суперсобытия. Во-первых, она снова стала мамой, родив сына своему второму мужу олимпийскому чемпиону Валерию Медведцеву, а во-вторых, начала карьеру телезвезды. Медведцева вела новости на одном из красноярских каналов. И это помогло ей снова почувствовать почву, вернее, лыжню под ногами.
В интервью «АиФ» она призналась:
- Как-то спросила мужа: «Почему всё это произошло с нами? Всегда же была предельно осторожной, а тут одно лекарство в список не внесла - думала, что с ним всё нормально». А Валера ответил: «Может, ты рано решила уйти? И твой спортивный срок ещё не закончен? Возможно, тебя окунули в грязь только затем, чтобы ты снова вышла на биатлонный стадион».
Здесь, в Канаде, каждый спортсмен выбирал свою линию поведения. Кто-то кипятился и на обвинения в провале отвечал не слишком корректно, а то и вовсе набрасывался на болельщиков или журналистов. Кто-то опускал руки и прекращал бороться. А кто-то закрылся в себе и копил спортивную злость. Ольга Медведцева из последних. Сразу после победного финиша она заявила: «Если через 20 лет вы услышите об Арсении Медведцеве (сын Ольги. - Ред.), знайте - это наш».