После замечательного выступления нашего гимнаста Александра Баландина на Чемпионате Европы во Франции в мае этого года о его «золоте», завоеванном в упражнениях на кольцах, рассказали, пожалуй, все карельские издания. Впереди у спортсмена – Олимпиада в Лондоне, и мы с нетерпением ждем от него новых побед. О том, как вырастить чемпиона, мы спросили Сашину маму – Елену БАЛАНДИНУ.
Уютная квартира, роскошные булочки с ананасами и корицей, ароматный чай – сразу чувствуется атмосфера крепкой, дружной семьи. За столом – не только прапорщик Российской армии в образе приятной женщины с длинной золотой косой, но и ее младший (родился на пять минут позже Саши) сын – брат-близнец нашего чемпиона, тоже гимнаст, показывающий хорошие результаты на уровне Северо-Запада, – Алексей Баландин, который во всем поддерживает Александра и гордится братом. Младшая дочь Елены, пятилетняя Настя, в садике. Она тоже уже занимается спортивной гимнастикой. На «стене почета» – Сашины награды.
Прежде всего – труд
– Елена Генриховна, какой из сыновей больше похож на вас?
– По характеру – больше Саша, хотя внешность у него папина. Саша более серьезно ко всему относится. Больше молчит и действует, два раза одно и то же не повторяет. Леша – наоборот, внешне похож на меня, а характер у него от папы.
– Ребята начали активно заниматься гимнастикой с шести лет. Как они при таких спортивных нагрузках учились в школе?
– Через пень-колоду. Но директор и преподаватели 9-й школы с пониманием относились, гоняли по учебе, за что им большое спасибо. И дети, и я получали из школы благодарности за спортивные успехи. Когда в 9 классе встал вопрос о продолжении учебы, я на собрании сказала, что будем учиться дальше, а потом поступать в институт. «Не учатся – а в институт. Такого не бывает», – удивились преподаватели. «А у нас будет! – сказала я. – За счет труда и спорта». И учеба продолжилась. В 16 лет Саша привез свою первую медаль, а на следующий день уже пошел на школьный экзамен.
– Наверное, тренерам, в отличие от учителей, приходилось проще…
– Оба начинали у одного тренера – Александра Николаевича Позднякова, потом ребят передали Сергею Геннадьевичу Загорских. Работать с парнями было тяжело, они были такие шустрые, только что на люстрах не висели. «Я бы давно выгнал одного из них, – сказал Загорских. – Но мама такая упорная, возит на тренировки обоих». А мы ездили в спортошколу издалека, на троллейбусе с Ключевой, с пересадками. Я ответила, что если выгонят одного, то и второй перестанет тренироваться. Сказала, что вместе будем их воспитывать.
Теперь Сашу тренирует Виталий Николаевич Бубновский. Леша тоже перед Чемпионатом Европы две недели тренировался вместе с братом в школе Олимпийского резерва и показал очень хорошие результаты. Он тоже мог бы быть рядом с Сашей, но ему, видно, не хватило мамкиного пинка…
Сейчас они каждый день общаются по телефону и интернету, играют в он-лайн игры. Двойняшки ведь если не рядом, то начинают хандрить. И это нужно понимать. Спасибо большое министру спорта Александру Воронову, который знает: чтобы показывать результаты, спортсмену должно быть уютно, хорошо на душе. Благодаря Воронову Леша, который все-таки не причислен к гимнастической элите, получил возможность тренироваться рядом с братом на базе на озере Круглом, а Саша получил моральную поддержку.
Спорт – это ведь труд, адский, это боль. Бывало, Саша с Лешей плакали на тренировках. Но что делать? Надо работать. Они родились очень слабыми, болезненными. Про Сашу, который весил кило девятьсот, сказали, что, наверное, не выживет. Он месяца полтора вес добирал, а тогда, двадцать три года назад, таких детей особо и не выхаживали… Участковый педиатр Светлана Федоровна говорит: только с вашим характером можно было со всем справиться. Потихоньку-потихоньку начали тренироваться. Добиться всего можно исключительно трудом. Это понимают только спортсмены, тренеры и фанаты спорта.
Находка для армии
– Многие спортсмены из-за сборов, соревнований никак не могут наладить личную жизнь. Есть ли личная жизнь у ваших детей?
– У моего брата – никакой, – отвечает за маму Алексей. – Думаю, начнется после Олимпиады. А у меня личная жизнь есть. Но пока впереди – окончание педуниверситета и армия.
– Саша будет служить в войсках МВД, Леша – в войсках министерства обороны…
– Вам не страшно отправлять сыновей в армию?
– Я рыдать не буду. Знаю, что они физически и морально подготовленные ребята. Они понимают: командир всегда прав, поэтому лучше промолчать. Мои ребята – находка для армии: не пьют, не курят, могут за себя постоять. Поэтому мне не страшно.
– А как вы оказались в армии?
– Мама тянула нас с младшим братом одна. Я родилась в Кондопоге, потом мы переехали в Белоруссию. В 14 лет я ушла из дома и с тех пор жила самостоятельно, домой приходила только в гости. В Карелию я вернулась с одним чемоданом, но вполне самостоятельным человеком. Жила в общежитии, вышла замуж, появились двойняшки. Были времена, когда жили без денег; парни помнят, как мы три дня без хлеба сидели. Но, как Леша говорит: то, что не убивает, делает нас сильнее.
В армию я попала по случаю: шесть лет подряд возила как сопровождающая детишек военных в лагерь в Анапу. И одна из женщин-военнослужащих предложила мне пойти работать начальником складов в части в Песках. Вот уже десять лет служу. На вещевых складах работа всегда была тяжелой: и командировки, и физический труд – женщины сами грузили машины рулонами портянок. Потом меня перевели на должность дежурного по связи в гарнизон Бесовец. До выхода на пенсию осталось дослужить три года, надо держаться. Этим летом предстоит «школа выживания» для контрактников – командировка в Ярославль, где будем и теоретические знания получать, и стрелять, и окопы копать…
– Не всякий бы выдержал…
– Я когда-то занималась бегом на длинные дистанции, народными танцами. Представляю, что такое физическая нагрузка. Когда ребята уже выросли, а Насти еще не было, у меня шесть дней в неделю были заняты спортом: два дня калланетика, два дня танец живота, два дня – бассейн. И один – на уборку, стирку, готовку. Сегодня тоже на стадионе была – пять кружочков, зарядка.
– Часто ли вам удается выезжать на соревнования, чтобы поболеть за сыновей?
– Один раз, больше пяти лет назад, была на соревнованиях в Москве, тогда Саша первое место занял на кольцах. А в целом – не удается. Нам, военным, выехать не так просто. Чтобы сдать документы на загранпаспорт, надо сначала получить разрешение у начальства. Хотели поехать с Настей к Саше в Подмосковье, на озеро Круглое, где он тренируется, но с работы не отпустили. А вообще, Саша и без меня медаль привезет. Мы его лучше дома встретим.
Маме – машину, сыну – олимпийское золото!
– Вас, наверное, многие поздравляли с Сашиным золотом на Европе?
– Больше – в прессе. На работе только один человек поздравил. Позвонили министр спорта Александр Воронов и экс-министр Максим Антипов, мы с ними часто общаемся. В последний приезд Саша был грустным. Если в других регионах на самом высоком уровне понимают, что спортсмены такого уровня – это элита, гордость города и республики, то у нас этого нет. Разве что газеты напишут – и забудут. Отношение к спортсменам совсем другое. Возьмите бредовую идею объединения спортивных школ в Петрозаводске. Ведь у каждой из них – многолетняя история. За много лет не открылось ни одной новой спортшколы. Вы сначала постройте хоть что-то, хоть один спортзал, который соответствует современному уровню, а потом уничтожайте и объединяйте!
– Как вам удалось переехать в эту просторную квартиру?
– С помощью Светланы Хоркиной.
– Той самой знаменитой гимнастки?
– Да. Наша семья жила в служебном жилье, после смерти отца Саши и Леши по закону полагалась квартира. Мне постоянно предлагали жилье на окраинах, с плесенью, с антисанитарными условиями. Я отказывалась. Потом мне надоело, и я послала факс Светлане Васильевне, которая уже была депутатом. Она очень сильно поддерживает гимнастику. Она разослала соответствующие депутатские запросы, и через месяц мне предложили квартиру. Она большая, но в ней много недоделок.
Постепенно, по мере поступления денежных средств, делаю ремонт. А еще – мечтаю о машине. Пока езжу на работу в Бесовец на общественном транспорте. Но хочу закончить автошколу и купить почему-то «Форд-галакси». Мне говорят: зачем тебе такая большая машина? А у меня ведь и семья большая…
– Часто ли удается собрать вместе всю семью?
– Очень редко. Даже дни рождения не удается вместе праздновать. Саша все время на сборах и соревнованиях.
– После перелома бедра и операции в прошлом году Саша хорошо восстановился, это видно по результатам. Теперь мы желаем ему удачи, везения на Олимпиаде в Лондоне.
– Саша научился концентрироваться, справляться с нервами. Я думаю, что он выдержит!
Марина КИВИРЬЯН
Фото из архива семьи Баландиных