В 80-м настоящими национальными героинями стали девчонки из звёздной команды Валерия Александровича Прокопенко: Светлана Семёнова (загребная команды), Галина Советникова, Марина Студнева, Мария Фадеева и Нина Черемисина.
Какой ценой досталась победа, а каким большой спорт видится теперь? Есть ли надежда на былое величие академической гребли, рассказала бронзовый призёр Олимпиады-80 Мария Алексашина, в девичестве Фадеева.
Олимпийское пламя
Лариса Малкова, АИФ-Псков: Мария Ивановна, вы ведь тоже факел понесёте?
Мария Алексашина: Кандидатуры уже утверждены. Пять членов нашей команды пронесут пламя олимпийского огня. Это будет 25 октября. Несколько сот метров надо пробежать. Я в хорошей физической форме, занимаюсь плаванием, делаю зарядку. Тело своё берегу не для красоты, для себя. Это то, что нам дано и нас не покинет, тело – наш друг. Кстати, в анкете спрашивали: в каком темпе - медленном или очень медленном? В нормальном темпе побегу.
- Но с большим спортом вы расстались давно.
- Мало того что давно. Дважды зарекалась, что ноги моей в спорте не будет. Первый раз после Олимпиады. Ведь речь шла только о победе, за месяц до этого мы поставили рекорд мира на дистанции 1000 метров в Тракае, который так никто и не побил. Мы были так измотаны и физически и морально – ведь наше руководство директивы ЦК КПСС выполняло. Последний месяц перед Олимпиадой товарищ из КГБ от нас ни на шаг не отставал на воде. Большой спорт – большая политика. Этот принцип и сейчас остаётся таким же, вот только психология поменялась, а значит, и спорт высоких достижений. У многих личное возобладало над общественными интересами. Для кого-то здоровье нации, статус страны отошли на второй план. Наш результат был итогом той политики. Что сейчас? Если сборную команду страны селят в высокогорье 1, 5 км над уровнем моря, наверное, это кому-то нужно?
Второй раз ушла из спорта после 12 лет тренерской работы в Горьковской области вместе с мужем, заслуженным тренером России Евгением Алексашиным. Мы вместе работали с ребятами, некоторые даже входили в сборную страны.
Возвращение
- Да, но потом снова ведь вернулись в псковскую гребную школу!
- Но перед этим были 17 лет службы в уголовно-исполнительной системе, увольнялась я оттуда в должности начальника психологической службы УФСИН России по Псковской области в звании подполковника. И когда однажды по телефону предложили должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, решила, что это шутка. Но, наверное, это судьба – вернуться на гребную базу через 40 лет.
- И как?
- Грустно! В прошлом году на соревнованиях сложилась пополам лодка-одиночка. Теперь нет гарантий, что инвентарь 1987 года выпуска прибудет к финишу. Старую базу никак не отремонтировать. Два года набережная перекопана. В прошлый сезон на воду выходили по часам по договоренности со «Стройградом» (фирмой – застройщиком набережной. – Ред.). Я спускалась к экскаваторам, чтобы они детей пропустили в наше время. Потом они с секундомером: ваше время закончилось. А ведь идут дети, за которых мы отвечаем. Тренеры работают все возрастные, кто из молодёжи пойдёт на ставку в 5580? И где тренировать детей? Два катера на всю базу.
О каких результатах можно говорить, когда тренер ведёт занятия, гуляя по берегу? От этого хочется плакать… Говорят, что гребля - дорогостоящий вид спорта. А час для хоккейной команды сколько стоит? Несоизмеримые затраты. Псков – это только маленький кирпичик в основании огромной пирамиды под названием гребля. Кубики из неё повыдергали - и что получили в итоге? Сейчас российских команд нет среди лидеров мировой гребли. Есть письмо президента о принятии мер по возвращению былого величия этому виду спорта, одному из самых медалеёмких. Но разве за год или даже пять лет можно восстановить былые традиции?
- Особенно когда часть базы отдали под ресторан…
- Сегодня база принадлежит профсоюзам, теперь мы арендаторы. Если они захотят здание продать, куда нам? Нельзя этого допускать! А здесь для кого-то такой лакомый кусочек в центре города с видом на Мирожский монастырь.
- Недавно гребная школа отметила 50-летие. Что-то ведь согрело душу?
- Мы провели кубок восьмёрок! Удивительное зрелище! Гребля этим и отличается от других видов спорта: команда должна быть единым организмом. На этом и строилась работа нашего тренера Валерия Александровича Прокопенко. Он, однажды собрав этот состав команды, гарантировал каждой из нас, что никто до 1980 года не будет выкинут из неё. Он дал слово и его сдержал. Со своей стороны мы обещали, что в нашей жизни ничего кроме гребли не будет. Позже нам поступали предложения уйти в другую команду, и даже с московской пропиской, квартирой и любым вузом страны. Но это не то чтобы не принималось, даже не обсуждалось. Это сейчас ищут, где выгоднее, а тогда тренера поменять - все равно что поменять маму или папу.
Так и все наши девчонки. А после Олимпиады обернулись – ни у кого даже образования не было, никакой подушки безопасности себе не заготовили.
Победа или поражение?
- Вы говорите о большой политике в спорте…
- Нашли повод дисквалифицировать нашу Валю Семёнову и Сергея Поздеева из мужской четвёрки накануне Олимпиады. А ведь именно мы и они претендовали на золото. Валя была лидером нашей команды. Мы не сразу даже поняли, как это могло случиться, и только потом поняли, что спорт – это политика. Валя на зимних сборах на лыжах сломала кисть, руку буквально собирали по частям. После первой же гонки, на которую она вышла спустя несколько месяцев её лечения, - допинг-контроль и последующая дисквалификация.
На Олимпиаде после замены в составе команды были проиграны сотые доли секунды. Для нас это было поражение. Олимпийская бронза не радовала. Это была моя последняя гонка.
- Это вы так восприняли, но не псковичи.
- Потом нам рассказали, как Псков за нас болел. В аэропорту нас встречали с транспарантами, нарисованными на обоях. Для болельщиков это был праздник, а для нас… Потом я полгода не могла даже к спортзалу подходить, не то что к лодке.
- И всё же, что главное вы вынесли из олимпийского прошлого?
- Я научились выживать. Семь раз упади, восемь – поднимись. Ставь цель в жизни и иди к ней. Не можешь выиграть у соперника - выиграй у себя. Не можешь выиграть – проиграй достойно. С этими принципами, полученными от тренера, иду по жизни. И знаю: если работать, результат рано или поздно будет!