Новая северная жизнь началась для молодой псковитянки в 1966 году: в апреле Галина прилетела сначала на мыс Шмидта в Магаданской области, а оттуда отправилась на затерянный среди льдов остров Врангеля. «Место, где я оказалась, – практически край земли: это был небольшой посёлок Ушаковский Иультинского района Магаданской области. В нескольких километрах от нас была бухта Роджерс, а через пролив - уже Аляска. Для Пскова апрель – это начало весны, но Север встретил меня весьма сурово: в воздухе, конечно, было что-то весеннее, но вокруг бескрайний белый снег и сильный, как говорят, ледяной ветер», - вспоминает она сегодня.
Обитаемый остров
Что представлял собой остров Врангеля в те годы? Небольшой арктический остров-заповедник длиной 140 км и шириной всего 80 км - это 25 домиков посёлка. А ещё полярная станция, оленеводческий колхоз, магазин, амбулатория, библиотека, школа, клуб! Население - всего 90 человек: это полярники с семьями и местные жители – чукчи. А вокруг - снега, льды и снова снега… Но это белое царство только на первый взгляд холодное и совершенно безжизненное: «С 19 мая по 26 июля наступал полярный день – это как лето в средней полосе, только короче: вот тут природа изменяется. Местами сходит снег, и прорастают ярко-жёлтые маки, голубые незабудки, птицы прилетают – белые совы, чайки, гагары, канадский гусь. А животных много было: белые медведи, неподалеку было лежбище моржей и тюленей, лемминги, олени… Но особая красота Севера – это полярное сияние, вживую оно просто поражает: изумрудное, нежно-розовое, белое свечение то в виде штор, то столбов или завитков», - рассказывает наша собеседница. Но с 24 сентября зима на острове снова вступает в свои права: порой домики полярников заносило по самые крыши, а голодные медведи и песцы приходили в посёлок в поисках пищи и ночами разгуливали между построек.
Но, несмотря на суровые северные условия, жизнь на острове шла обычная. Галина Андреевна, получившая в Ленинграде экономическое образование, устроилась в местный магазин заведующей. Ассортимент магазина пополнялся всего раз в год – в сентябре во время осенней навигации, но живущие на острове люди были обеспечены всем необходимым: одеждой, продуктами, в том числе сухим молоком и сливками, сушёными овощами, колбасой, а по особым случаям продавали даже шампанское.
Основные развлечения в жизни островитян - это кино в клубе или кают-компании полярной станции, вечера встреч по праздникам, летом – прогулки по тундре, а зимой - походы на лыжах, рыбалка и катание на санках, иногда же на досуге устраивали соревнования собачьих упряжек: «В семье у нас тоже было 12 ездовых собак – лаек с плотным-плотным мехом, на них мы и катались. А ещё была овчарка Дик – это был подарок от начальника станции».
Нарубить… воды!
На острове Врангеля Галина вышла замуж, там же родила дочку. Оля стала первым русским ребёнком, рождённым на острове (остальные приезжали на остров вместе с родителями). «Муж мой Борис был аэрологом – это очень интересная работа, но и сложная. Он запускал метеозонд с датчиком для определения климатических изменений. Это совсем не просто: надо правильно закинуть его и поймать поток ветра, иначе ничего не получится. Были ещё и другие установки для измерения силы ветра, давления, влажности воздуха, появления осадков и так далее», - поясняет Галина Андреевна.
Читайте также: | |
---|---|
Капитан Новиков: о большой любви к «большой воде» | |
Исчезающий остров: как помочь Талабам? |
Почти 10 лет, с 1966 по 1976 годы, Галина Андреевна с семьёй прожила за полярным кругом - время это она вспоминает с любовью и даже с гордостью: «Поначалу очень трудно было на острове – нам даже воду приходилось самим добывать: пилить снег пилой или рубить топором и растапливать лёд в больших бочках. А пурга так мела, что вытянешь руку – и свою рукавичку не видишь. Но, как говорится, ко всему привыкаешь. А вообще хочу сказать, что хоть и не было комфортных условий, но на нашей интересной жизни это не отражалось!».
Но дочь Оля выросла, пришло время отдавать её в школу – хоть на острове и была школа для русских и чукотских детей, семья приняла решение вернуться в Псков.
На «большой земле»
Приехав в Псков, Галина Андреевна решила связать свою жизнь с железной дорогой: работала бухгалтером, а за 10 лет до пенсии стала старшим финансовым ревизором Псковского отделения Октябрьской железной дороги. Сейчас ей 75 лет, она заместитель председателя Совета ветеранов Псковского железнодорожного узла. Полна сил и энергии: является активным членом правления Железнодорожного музея г. Пскова, участвует в оформлении «Выставки работ декоративно-прикладного творчества псковских железнодорожников», организовывает экскурсии для пенсионеров по Псковской и Ленинградской областям.
Как псковская сестра милосердия 40 лет лечила заключённых>>
Уже 37 лет, как семья Зининых покинула северный остров, но наша героиня продолжает любить свой далёкий остров: «Когда мы только переехали в Псков, то всей семьёй очень скучали по нашему домику, по нашим собакам, по нашему острову… Но сейчас, насколько мне известно, на Врангеле сделали закрытый заповедник, где оберегают природу Севера. Совсем недавно по телевизору показывали документальный фильм про остров. А посёлок с 2003 года нежилой – даже полярников не осталось. Пусть у меня уже не тот возраст, но я бы хотела вернуться на Север хотя бы на денек, хоть раз ещё тундру в мае увидеть, северное сияние. Да даже бескрайние снега! Жить на Севере – это настоящая закалка характера на всю оставшуюся жизнь!» - убеждена Галина Андреевна. И сама она является лучшим примером правильности этого убеждения.