Примерное время чтения: 7 минут
246

Капитан Новиков: о большой любви к «большой воде»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Псков 10/04/2013
Фото из личного архива капитана Новикова

 А родился Сергей Новиков практически в пустыне: в городе Термез (Узбекистан) в семье военнослужащего, в тех местах, где проходила граница между СССР и Афганистаном. До ближайшей воды - водохранилища Учкызыл - идти несколько километров. В 4 года на Амударье он впервые увидел морских пограничников. И этот момент стал решающим в жизни!

Трижды вокруг земли

С 6 лет он начал заниматься в судомодельном кружке. А к моменту окончания школы вопрос «кем быть?» не стоял. Калининградская «мореходка» - БВМИ им. Ф.Ф. Ушакова, а потом - Камчатка и Тихий океан. Связист, вахтенный офицер, капитан первого ранга, командир БЧ-4, иначе называемой Боевая часть связи (БЧС).

Официально служба Сергея проходила на гидрографических (то есть исследовательских) кораблях, на деле это была нормальная военная служба. Эти гидрографические корабли моряки называли «шарами» из-за огромных антенн радиолокаторов. «Шары» следили за спутниками, полётами космических кораблей и баллистических ракет. Как своих, так и «наиболее вероятного противника». Скучать не приходилось: Сергей вспоминает год, когда из 365 дней его корабль простоял в базе всего 7 суток. Причём не подряд. Если сложить всё количество морских миль, оставленных за кормой, то можно 3 раза обогнуть земной шар. Потом к ним добавились 47 тысяч миль в псковских водах.

К сожалению, в середине 90-х у страны не было денег, чтобы содержать «шары» в рабочем состоянии. И корабли продали в Индию - на металл... К тому времени Сергею исполнилось 33 года, а «по списанию корабля» он имел возможность уйти на пенсию. Да и стаж позволял: на такой службе год шёл за два, так что набралось уже 27 лет. В 1996 году капитан приехал в Псков, где раньше бывал у друзей, а теперь решил остаться насовсем.

Больше двух месяцев отдыхать не хотелось. «Лопата блестит, когда ей копают. Инструмент должен работать», - описывает Сергей свой взгляд на жизнь. Первая работа была не совсем в Пскове - в пригороде, в посёлке Родина. В местном Доме культуры Сергей организовал Клуб юных моряков, а вскоре стал директором ДК. Но жажда деятельности влекла Сергея дальше, и он оказался в инженерной части УВД, однако и тут наш герой не остался надолго: всё же морская форма была ему ближе милицейской. Попутно Сергей получил ещё одно высшее образование: в 2001 году заочно окончил ИНЖЭКОН.

За Невского!

Ещё работая в УВД, Сергей присмотрел «Александра Невского». Этот теплоход был построен в 1957 году в Москве. Двумя частями был привезён в Псков, где и собран окончательно. И с тех самых пор корабль бороздил местные (и не только) воды: реку Великую, Чудское и Псковское озёра, порт Нарвы. Между прочим, в Пскове живут два человека, которые родились на его борту! Правда, это было ещё задолго до того, как капитаном «Александра Невского» стал Сергей Новиков (когда корабль ещё ходил от Талабских островов до «большой земли»). Но об этом есть записи в вахтенном журнале. У одного рождённого «на воде» даже копия страницы вахтенного журнала хранится дома.

«Шёл 1999 год, корабль по тем деньгам стоил 30 тысяч рублей. Но и таких денег у меня не было. Выручило флотское братство», - рассказывает капитан. В Петербурге было много сослуживцев: кто-то стал бизнесменом, а кто-то готовился примерить адмиральские погоны. Сумма в 30 тысяч показалась им серьёзной, но когда поняли, что сумма эта в рублях, деньги были выданы тут же. Через 5 лет Сергей расплатился с долгами окончательно.

Так на пороге XXI века Сергей Новиков стал судовладельцем. Он был вторым человеком на аукционе, больше желающих приобрести корабль не было. Интересовались кораблём «металлисты», но при стартовой цене 23 тысячи рублей, продав «Александра Невского» на металл, можно было выручить не больше 18. Интересовались кораблём и рестораторы, но их отпугнул большой объём переделок: косметическое состояние корабля было ужасающим. А Сергей вспоминает: «Я сразу увидел, что технически корабль подлежит восстановлению. Двигатель 1968 года выпуска, ресурс свой не выработал, днище из листов толщиной 5 миллиметров, не ржавое. Пресная вода гораздо менее агрессивна, чем морская. В общем, я уже представлял, что и как можно сделать. Красил корабль по старому покрытию специально, чтобы сохранить дух времени. Ободрать краску проще всего. Но зачем? Восстанавливал корабль три года».

Первые пробные катания состоялись в 2002 году. Поначалу «Александр Невский» стоял у набережной в районе ЗАГСа. И только потом переместился к Ольгинскому мосту. Глядя на успехи Сергея, появились в Пскове и другие судовладельцы. Постепенно на «Александре Невском» сформировалась команда единомышленников - она проработала на судне не один год. «Корабль кормил людей весь сезон. Мы до сих пор все дружим, и первый тост в компании: «За Невского!», - рассказывает Сергей.

Эхо «Булгарии»

Катастрофа с прогулочным судном «Булгария» подкосила бизнес «Капитана Серёги». Хотя бизнесом назвать это трудно. Больше подходит слово «дело». То, чем хочется заниматься по жизни не только для денег, но и для души. Сергей замечает: «В любом случае это работа – сложная, большая, есть где руки приложить. Мой корабль не «Ласточка» из фильма «Жестокий романс», и барин здесь не будет 7 рублей платить за то, чтобы «газку подбавили».

С апреля 2012 года дело жизни капитана Серёги стоит на приколе. Корабль не получил разрешения на перевозку людей.

Технически он в полном порядке, уверен капитан. Проблема лишь в косметике. Множество мелких недоделок можно устранить. Основная проблема - документальная. По словам капитана, самую большую часть средств надо отдать за оформление документов. И пока документальные проблемы не решены, у Сергея Новикова есть самая большая в области личная яхта, а у города Пскова нет туристического флота. Точнее, на сегодня он состоит из одного только судна. Стоит его владельцам потерять интерес или испытать какие-то трудности, туристический флот Пскова попросту исчезнет. Но капитан Серёга утверждает, что его корабль в полной «боевой и политической готовности». Достаточно трёх дней после выдачи разрешения, и «Александр Невский» снова начнёт катать псковичей.

Но и нынешняя деятельность Сергея по-прежнему связана с водой. Со 2 октября 2012 он является директором яхт-клуба на Снятной Горе. «Пока ещё рано о чём- то заявлять, но я постараюсь сделать клуб именно клубом, а не заброшенной стоянкой катеров», - отмечает Сергей. В планах - не только привлечь людей, любящих воду, но и «вырастить» их.

Он делится планами на будущее: «Думаю организовать детскую парусную школу при яхт-клубе. Мы готовы принять детей любого возраста, были бы силы парус держать. Я видел и 10-летних парней, управляющих парусами не хуже опытного морского волка. Федерация парусного спорта готова выделить столько же шверботов, сколько есть у нас. У нас пока 3, хотим до 5 догнать. После этого можно ехать в Москву выбивать ещё 5. В 2014 хотелось бы начать занятия. Думаю, придёт человек 50, останется до конца примерно 20. Но и этого достаточно. Клуб будет жить, а дети полюбят воду. Стоить это будет недорого. Стоянка большого катера обходится около 5 тысяч в месяц, на этой площади можно поставить несколько шверботов. В Пскове «тихая вода» - это очень хорошо для начинающих гребцов, для парусников. Вода - это моё, я от неё не уйду».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах