На встрече журналистов с первым замначальника ГУ МЧС России по Псковской области Олегом Черней и начальником Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Псковской области Вячеславом Пан были рассмотрены несколько важных вопросов.
Касались они взаимодействия оперативных дежурных с диспетчерскими службами различных ведомств, в том числе, с едиными диспетчерскими службами администраций районов области; порядка обращения населения в органы повседневного управления МЧС России.
Практика работы служб экстренного реагирования с гражданами, обращающимися к ним за помощью, свидетельствует о том, что большая часть населения порой и не знает, куда со своим вопросом обратиться, как себе помочь. А это в свою очередь становится главным препятствием на пути к решению возникающих у населения проблем.
Наиболее показательным понятием работы ведомства считается количество обращений по телефону «01», этот показатель увеличился на 1,6 % (204620 звонков в прошлом году, до 207944 звонков - в этом). В среднем за сутки на телефон «01» поступает более семисот звонков, передает корреспондент АиФ.
Эта устойчивая тенденция роста количества звонков прослеживается из года в год. Нужно понимать, что причин тому предостаточно. Влияет погода, техногенная обстановка, аномалии, даже пьяные могут позвонить, чтобы просто пообщаться.
Мы всем поможем
В 2008 году в Псковской области был создан Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Псковской области (ЦУКС), который является органом повседневного управления Псковской областной подсистемы РСЧС. Это подразделение занимается непосредственной работой именно с теми, кто обращается за помощью. Вызвать спасателей можно по телефону «01», либо по телефону «112», либо по телефону доверия 79 44 44.
По этим номерам гражданам можно обратиться за содействием в решении практически любых вопросов. Даже если вопросы будут не напрямую связаны с функциями, которые выполняет ведомство, диспетчер поможет связаться с нужной инстанцией. ЦУКС поддерживает постоянную связь с МВД, таможней, РЖД, военными и ФСБ, дорожными службами.
Все звонки обязательно фиксируются. Затем заполняется специальная форма донесения, где указывается имя, фамилия обратившегося, его адрес, место регистрации и вопрос его волнующий. Резолюция обычно накладывается в течение 30 минут, после чего начинаются фактические действия.
Идея максимально эффективного реагирования
По примеру зарубежных стран всего мира, где диспетчерские службы уже давно общеприняты, государство приняло решение о реализации на территории Псковской области программы «112». Изучить специфику диспетчерских служб стало возможным при помощи ряда европейских стран, в частности Швеции, Эстонии, а также в ряде субъектов РФ, таких как Курская и Воронежская область, где этот вопрос изучен глубже. Областная целевая программа «112» уже прошла согласительную комиссию.
Идея максимально эффективного реагирования центра на удовлетворение потребностей граждан послужила главным аргументов в пользу реализации проекта. Положительные результаты проект 112 уже приносит, таким образом, показатель переадресации сообщений в другие диспетчерские службы снизился на 35 %, также снизилось количество ложных вызовов, в прошлом году их было 3 122, в этом 3 190.
Достижения прослеживаются и по срокам прибытия на место вызова. Время снизилось с 9 минут 40 сотых секунды до 9 минут 12 сотых секунды, а планируется выйти на 8 минут реагирования, причем это касается выездов не только по городу, но и в районы. К сведению, МЧС единственная служба, которая сама себе определила срок реагирования.
За этот показатель ведомство упорно и настойчиво берется, даже доли секунды имеют значение, отметил Черней Олег Геннадьевич. Нормативное время прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту в городе определено законом о техническом регламенте, это не более 10 минут, а в загородной местности и в сельской не более 20 минут.
Нешуточные планы
Первый заместитель начальника ГУ МЧС по Псковской области Олег Черней в ходе беседы поделился нешуточными планами по подготовке тренировок по чрезвычайно редким вещам, как падение искусственного спутника земли с ядерной энергетической установкой на территорию области. От возникновения такого рода ситуаций никто не застрахован, орбитальная группировка и в Российской федерации и других стран достаточно велика, и все они имеют на своем борту ядерные энергетические установки.
Сейчас тренировки по разным видам риска оперативно-дежурной смены ЦУКС проводятся совместно с Едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований (ЕДДС) еженедельно, также с псковскими спасателями тренируется и региональный центр и Москва. Обязательной работой после занятий является анализ последствий, выявляются недостатки в подготовке людей, либо в недостатках техники.
Еще одним элементом системы антикризисного управления в субъекте является Единые дежурно-диспетчерские службы муниципального образования (ЕДДС), в 2010 году они начали функционировать. Изначально было затруднительно работать, не хватало специалистов, зарплаты были на низком уровне. На данный момент уровень выучки и готовности специалистов значительно вырос по сравнению с тем временем, когда служба только появилась, рассказал Черней.
ЕДДС создана для приема сообщений о любых происшествиях и фактах возникновения ЧС, переадресации обращений граждан в соответствующие инстанции. Это дополнительная помощь городским дежурно-диспетчерским службам ДДС принимающим от населения сообщения о происшествиях по телефонам «01», «02», «03», «04».