На минувшей неделе споры о Хибинах возобновились с новой силой и уже на федеральном уровне. В Министерстве природных ресурсов РФ обсудили проблемные вопросы планируемого национального парка.
Дорога парку не помеха
Как уже ранее писал «АиФ», создание в районе Хибин национального парка предусмотрено Концепцией развития особо охраняемых природных территорий РФ на период до 2020 года, что, безусловно, будет способствовать развитию туриндустрии в регионе. Начало проектных работ по созданию национального парка «Хибины» запланировано на 2015 год.
Однако в связи с реализацией проекта ЗАО «СЗФК» по строительству подземного рудника с целью добычи апатит-нефелиновых руд на месторождении Партомчорр, находящемся по соседству с планируемым парком, возникла проблема, связанная с прокладкой дороги для транспортировки руды на обогатительные мощности комбината «Олений ручей».
Наиболее оптимальным, по мнению компании, стал вариант строительства дороги напрямую от Партомчорра до «Оленьего ручья», по которой в настоящий момент проводятся изыскания. Это самая короткая дорога, которая к тому же имеется на грунте, фактически по ней люди ездят десятки лет. Кроме того, выбор обоснован и невозможностью прокладки дороги по другим рассматриваемым маршрутам из-за непреодолимых трудностей, которые связаны с рельефом местности, ограничивающим функционирование дороги в долгое зимнее время, прохождением дороги через города Кировск и Апатиты или по земельным отводам ОАО «Апатит», или по территории заказников и т.д.
При строительстве дороги по выбранному варианту с прохождением через территорию проектируемого парка компания планирует оснастить её переходными мостами для поддержания естественных маршрутов миграции животных. СЗФК полностью поддерживает создание национального парка «Хибины», настаивая на том, что дорога парку не помеха.
- В мире много примеров, когда национальные парки соседствуют с автомобильными дорогами, и никакого вреда это не наносит, - комментирует ведущий специалист по охране окружающей среды ЗАО «СЗФК» Александр ЗОТОВ. - СЗФК выступает за создание национального парка и развитие нашего региона. При прокладке дороги и эксплуатации рудника Партомчорр будут учитываться все возможные негативные влияния. Кроме того, дорогу можно использовать в том числе и в туристических целях.
Изыскания прошли чисто
Тем не менее, если одни говорили, что дорога парку не помешает, другие отстаивали иную позицию - о несовместимости дороги с парком.
- Хибинский горный массив - это уникальная территория, в том чиселе и с биологической точки зрения. Здесь находятся места обитания многих видов, занесённых в Красные книги разных рангов и Мурманской области, и Российской Федерации, - говорит руководитель программы по сохранению лесов и биоразнообразия МООО «Кольский центр охраны дикой природы» Ольга ПЕТРОВА.
Минус выбранного варианта дороги состоит в том, что она идёт через Умбозерский перевал, где находится концентрация особо охраняемых видов растений. Речь идёт в частности о редких растениях - кассиопее и маке лапландском.
Для того чтобы разрешить споры о Хибинах, было принято решение о проведении экологических изысканий. Компания «Мурманск ТИСИЗ» - подрядчик СЗФК - взяла в аренду участок лесного фонда для проведения исследований.
- Мы оценили фоновое экологическое состояние, провели геоботанические исследования и радиационные работы, занимались изучением грунта. В дальнейшем эти данные понадобятся для мониторинга, который будет проводиться во время строительства и после эксплуатации дороги, чтобы посмотреть, какой вред будет нанесён окружающей среде, - объясняет начальник отдела инженерно-экологических изысканий ЗАО «Мурманск ТИСИЗ» Юлия ПЕТУХОВА. - Важно подчеркнуть, что все исследования не повредили окружающей среде, ничего при этом нигде не вырубалось. Правда, когда берутся пробы грунта, бурят скважину, но впоследствии она засыпается.
Результаты изысканий с научным обоснованием выбора варианта транспортировки руды должны быть представлены в июне следующего года, и по ним будет приниматься решение по возможности проектирования дороги.
В поисках альтернативы
Однако давайте вернёмся к совещанию в Москве.
- На заседании рассматривался вопрос возможности нахождения инфраструктуры СЗФК на территории национального парка. Принято решение, что до конца года этот вопрос будет дополнительно рассмотрен на Общественном совете Министерства природных ресурсов РФ, - комментирует заместитель председателя комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Алексей СМИРНОВ.
Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, несмотря на то что по представленным данным выбранный вариант дороги по всем показателям лучше остальных и наиболее щадящий, с учётом разночтений экологов предложил рассмотреть и научно обосновать альтернативные варианты дороги, не затрагивающие территорию будущего национального парка.
Со стороны СЗФК не было возражений против дополнительного профессионального изучения вопроса, но было отмечено, что затягивание решения приводит к тому, что появляется отставание в выполнении сроков, определённых лицензионным соглашением. По этой же причине откладывается участие компании в решении социальных вопросов в Апатитах.
Не исключено, что если не будет принято оптимального решения по прокладке трассы между двумя месторождениями, недропользователю придётся вернуться к первоначальному проекту строительства ГОКа с полным обогатительным циклом. Ведь ранее планировалось строительство двух комбинатов - на «Оленьем ручье» и на Партомчорре, на котором должен был быть расположен крупный горно-обогатительный комбинат.
Александра МИХОВА
Фото автора