Юрий Стрекаловский - очень известная в Пскове личность. Социолог, аналитик Института регионального развития, журналист, общественный деятель. Именно он стал инициатором «контрольной прогулки» граждан по набережной реки Великой в Пскове, в ходе которой выяснились неприятнейшие подробности начавшейся реконструкции. Но сегодня не об этом. Господин Стрекаловский является ещё и создателем Клуба председателей ТСЖ в Пскове. И беседовали мы о вещах приземлённых, можно сказать, бытовых, пытаясь ответить на вопрос: почему мы так неустроенно живём?
«Бычки» в подъезде
- Юрий Николаевич, у большинства людей одно только словосочетание «коммунальное хозяйство» вызывает головную боль. Как вы-то им заинтересовались?
- Несколько лет назад я работал в «Бюро социальных технологий», которое занималось различными социальными исследованиями, в том числе и исследованиями городской среды. И в 2008 году решил сделать проект по визуальной антропологии, где главным инструментом была фотофиксация мест коллективного пользования. Как объект для наблюдения выбрал дворы и подъезды многоквартирных домов.
- Чтобы дать понять псковичам, какие они несознательные?
- Нет, задачи показать, какие страшные у нас подъезды, не стояло. Так само собой получилось. Но мне удалось продемонстрировать разницу в отношении к общему имуществу. Получился большой архив «пошаговых» фотографий каждого дома: вот подъезд, вот окно, вот дверь… Распределили их примерно по «типам»: старый фонд, новостройки и т.д. Кое-где мы обнаружили следы «стихийного уюта» (старые стулья, банки с «бычками»), где-то были даже цветочки-занавесочки на окнах. Но в основной своей массе эта «бесхозная» площадь никоим образом не благоустраивается и не используется. «Разумная жизнь» практически повсеместно начинается лишь с порога квартиры.
- То есть желания бороться за звание «дома высокой культуры быта» у горожан нет?
- Я вам больше скажу: кое-где в Пскове жители первых этажей в многоквартирных домах делали себе отдельные входы в квартиру, чтобы даже не заходить в общий подъезд.
Но мне-то было важно увидеть степень способности к самоорганизации и осмысленной жизни людей через их отношение к этим местам. И вдруг оказалось, что, как правило, опрятные подъезды там, где есть ТСЖ.
Не дядькино, своё!
- «Товарищество собственников жилья»! Зачем оно людям?
- Члены товарищества - собственники жилья, они гораздо более заинтересованы в рациональном управлении своим имуществом, чем, например, управляющая компания (УК). УК - это обслуживание дома, которое может быть весьма посредственным. Жильцы могут либо терпеть и ругаться, либо поменять УК, либо взяться за управление своим домом. По моему мнению, наличие большого количества ТСЖ - это признак цивилизованности страны. Между прочим, в Финляндии каждый многоквартирный дом - это вообще акционерное общество, количество акций у каждого жильца зависит от метража его жилья. Собственники могут даже зарабатывать на благоустройство своего дома. Например, покупать ресурсы у поставщика по одной цене, а продавать по другой и разницу направлять на ремонт кровли, покупку игровых комплексов и т.д.
- Как в Пскове обстоят дела с этими товариществами?
- На заседания нашего неформального Клуба председателей ТСЖ обычно приходит 10-15 человек. Люди разные: кто-то совмещает это с основной работой, кто-то на пенсии. Кстати, довольно много женщин. Женщины вообще часто лучше справляются с этой обязанностью, они великолепно умеют договариваться - а это важнейшее качество для председателя ТСЖ. Я в своё время делал серию интервью с председателями ТСЖ и открыл для себя: эта форма управления домом обычно создаётся или от большой бедности (старый дом в аварийном состоянии), или, наоборот, в хорошем новом доме, жильцы которого хотят сохранить его таким и дальше. Потому что понимают: это своё, не «дядькино».
Когда деньги мешают?
- Но в области зафиксировано и много случаев создания «липовых» ТСЖ…
- Яркий пример «провала» государственной реформы ЖКХ. Её авторы предполагали, что денежные субсдии будут мотивировать муниципалов развивать активную позицию граждан в деле управления собственным имуществом. Ведь для того, чтобы получить деньги из «Фонда реформирования ЖКХ», в отдельном субъекте должен появиться определённый процент ТСЖ. Но на самом деле наши управленцы поняли это по-другому: нужно быстренько создать кучу таких сообществ, чтобы получить деньги. Деньги, конечно, получили. Только распоряжались ими не ТСЖ, а местные власти. И направляли на ремонт туда, куда считали нужным. Это, конечно, тоже неплохо, но где тут гражданская активность? Не только в Пскове - практически повсеместно в стране муниципалитеты поступали так же.
- Так как же эту активность развивать?
- Говорят, что нет лучшего способа заставить людей договориться, чем дать им потратить не свои деньги на общее дело. Возможно, муниципальным управленцам стоило бы выделять деньги непосредственно собственникам жилья там, где они готовы их брать. И чтобы эти средства можно было бы потратить только на благоустройство, ремонт под отчётность. Люди будут вынуждены собираться вместе, думать, на что и как лучше потратить деньги, общаться. Это сложно, но необходимо. Нужно «выращивать» эту социальную группу активных собственников жилья, сама она не появится.
В Институте регионального развития по итогам изучения состояния местного рынка коммунального хозяйства и опыта самоорганизации собственников жилья по поручению губернатора Турчака разработано проектное предложение региональной реформы ЖКХ. Основной упор там делается именно на «выращивании» сообществ, помощи им и поддержке их. Такой проект, не побоюсь утверждать, абсолютно уникален для нашей страны.