И если в республике кипят страсти политические, то в вепсской деревне уже скорее революционные. Доведенные до отчаяния люди готовы перекрыть автодорогу на Санкт-Петербург, чтобы быть услышанными властями. Национальная вепсская деревня страдает от равнодушия чиновников всех уровней.
Безземелье
- Нет никакого житья! - возмущаются местные жители и причиной всех своих бед называют равнодушие администрации района и, конечно, земельный вопрос.
По словам жителей, они в собственной деревне не могут получить даже клочка земли ни под огород, ни под баню. Уверяют, что вся окрестная земля, а это фактически 480 гектар (!) находятся в аренде, замежеваны предпринимателем из соседней деревни. Проблема в том, что в деревне до сих пор не определены границы поселения и вся земля числится в сельхозугодьях. И получается, что человек вроде брал под хозяйство, а в итоге забрал все, чтобы, как уверены жители, распродавать под дачные участки. Ни скот, ни пашен предприниматель не держит.
- У меня у самого фермерское хозяйство, - говорит местный фермер Александр Ромашов, - но мне негде скот пасти, негде заготовлять для него сено, - вся земля недоступна.
- Коровы у нас по деревне ходят, в огороды залезают, пасти их негде, и с козами такая же проблема!
- У меня весь огород уполз с обрыва, - жалуется Галина Тимкина, - сколько ходила, просила, умоляла, - нет земли.
Поле чудес
Жители деревни написали бессчетное количество писем в правительство, прокуратуру, администрацию района, прося вмешаться в ситуацию. На обращениях около сотни подписей. Но, увы, стало только хуже. Прямо за деревней было когда-то морковное поле. Местные жители обратились в администрацию и кадастровую палату с просьбой о выделении этих земель под строительство. Им сначала вроде бы как все согласовали, а затем вдруг отказали в выделении участков.
- Это земли сельхоз назначения,- пришел ответ из кадастровой палаты. Каково же было изумление жителей деревни, когда совсем недавно к бывшему полю провели электричество и разбили его на участки, явно для постройки чьих-то дач.
- Что ж это получается? - нам нельзя, а кому-то можно? - возмущаются местные жители.
- У нас даже выхода на берег не будет, - говорит Любовь Гребенина. - Все перекроют, жить-то как будем? За водой ходить?
- Ютимся с Ромашовым на крошечном участке, коз некуда выпустить, - жалуется еще один фермер Вера Дашникова.
Потерпите?
В Каскесручье нет земли даже под магазин. Старенькое деревянное здание бывшего Горпо уже давно было притчей во языцах. Провалившуюся кровлю посреди магазина просто подпирала здоровенная балка. Когда жители деревни стали жаловаться, власти решили проблему просто - закрыли магазин.
- Мы позвонили главе Рыборецкого поселения, она нам ответила, мол, ничего, терпите, - возмущается Валентина Фошкина. В результате в магазин жителей деревни возит местный предприниматель на собственном авто.
- А как же власти? - спрашиваем мы.
- Да мы их видим, лишь когда нужны наши голоса и подписи, - отвечают жители. Да, что там, до нас даже предвыборная агитация не доходит, - почту-то не носят. Ставку почтальона сократили, понаставили ящиков, так и те пустые! Счета вовремя не получаем. А над 85-летней бабулей и вовсе как поиздевались: у нее дом на высокой горке, так ей ящик в самом низу установили - ползай, бабка, в горку!
И, что горше всего, деревня-то живет, и жителей там даже прибавляется, многие из города приехали в Каскесручей жить на земле своих родителей, только вот жить им не дают.