Присаживайтесь, сэр!
Таких самодельных устройств в этой деревне несколько. Селяне ездят на них на рыбалку и за клюквой на болота. Но только Павел Илларионов вдобавок еще и время от времени катает на своей дрезине охочих до сельской экзотики горожан.
Деньги берет небольшие. Говорит, что для него важно не столько подработать, сколько познакомить жителей мегаполисов с настоящей жизнью в российской глубинке. Ведь туристы, которых катает Павел - в основном москвичи, петербуржцы, а то и иностранцы.
- Недавно вот американец приезжал. Я когда ему старые фотографии показывал, как тут все было раньше, так он сразу даже не поверил и только удивленно повторял по-своему: мол, нет, не может быть!
Раньше Цевло было большой и процветающей деревней. Более того, одно время эту деревню хотели еще больше расширить и сделать на ее основе город. Даже название ему придумали - Партизанск.
Когда в соседнем Дедовичском районе начинали строить Псковскую ГРЭС, то предполагалось, что работать она будет на торфе. А в окрестностях Цевло этого торфа – завались. И в 70-х годах прошлого столетия здесь начали разрабатывать его месторождения.
…Все это Павел рассказывает, когда мы едем с ним на жутко тарахтящей дрезине, которую немилосердно трясет. По бокам почти вплотную – заболоченный лес. Узкоколейка – старая и ржавая, ее деревянные шпалы давно сгнили, а сама она вросла в землю. Время от времени переезжаем ручьи и речушки по самодельным хлипким мостикам, и тогда становится по-настоящему страшно.
- Не бойтесь, здесь за все годы ни одной аварии не было, - успокаивает Павел.
Останавливаемся, чтобы пофотографировать живописные пейзажи. Наш спутник достает папку со старыми фотографиями и проводит экскурсию по давно не существующим достопримечательностям.
- Здесь, смотрите, раньше до самого горизонта было чистое поле, а на нем – торфяные бурты, - протягивает он руку в сторону буйно разросшегося леса. – Там стояло высокое административное здание, но сейчас за деревьями его остатки не видны.
Клюквенные войны
В 80-х годах сразу 3 организации добывали торф на здешних землях. Участки, на которых вели добычу, были связаны между собой разветвленной сетью узкоколейных железных дорог. Сейчас от них остался только 16-километровый отрезок, по которому мы и едем. Все остальное давно распилено и сдано на металлолом.
На те же 80-е пришелся и период расцвета деревни Цевло: строились многоквартирные дома, социальные объекты – жизнь кипела. Сейчас из почти тысячи жителей здесь осталось не больше 200 человек, а кирпичные здания в несколько этажей зияют пустыми провалами окон.
В начале 90-х, когда ГРЭС наконец-то достроили, выяснилось, что топить ее будут не торфом, а природным газом. Работы на бежаницких месторождениях едва ли не в одночасье оказались свернуты, принадлежавшее торфопредприятиям имущество – брошено на разграбление, а местные жители лишились рабочих мест.
Чтобы выживать, они приноровились было собирать на продажу клюкву, но такая возможность просуществовала недолго: в 1994 году государство создало Полистовский заповедник, и большая часть окрестных болот оказалась на его территории. Начались настоящие «клюквенные войны».
- Конечно, люди не понимали, почему им вдруг запретили собирать клюкву там, где ее собирали их деды и прадеды, - говорит Ольга Кудрина, пресс-секретарь заповедника. – Они продолжали ходить на излюбленные места, охрана ловила их и выписывала штрафы. Конфликтов было много.
В последние годы отношения местных жителей и заповедника потеплели. Во-первых, потому что выяснилось, что не все болота в окрестностях деревни вошли в охраняемую зону, так что есть, где собирать клюкву. А во-вторых, потому что в «Полистовском» стали развивать экологический туризм и предложили селянам делать это вместе.
- В Цевло нам удалось привлечь к сотрудничеству несколько человек. Кто-то согласился кормить туристов традиционными местными блюдами, кто-то – проводить для них экскурсии по деревне и знакомить с сельским бытом, - перечисляет Ольга.
Узкоколейку - на металлолом?
Для привлечения туристов местные энтузиасты создали целых два музея. Один – краеведческий, в нем можно ознакомиться с почти 600-летней историей деревни. А второй представляет собой школьный ретро-класс 1980-х годов.
Сотрудничество действительно оказалось взаимовыгодным: благодаря местным жителям заповедник смог расширить список своих туристических предложений, а люди получили возможность заработать лишнюю копеечку.
Правда, в скором времени аттракцион, которым развлекает приезжих Павел Илларионов, может исчезнуть. Вместе со старенькой узкоколейкой.
- Проблема в том, что она находится в частной собственности. Причем никто не знает, кто владелец. Говорят, что какой-то москвич, - поясняет Павел. – А когда ее продавали, то обременение было прописано лишь одно: «С правом использования местными жителями». В последнее время ходят упорные слухи, что нынешний владелец хочет ее демонтировать и сдать на металлолом.
Наш собеседник настроен пессимистично. Мол, пользуются этой старенькой железной дорогой не больше 40 местных жителей, причем основном весной и осенью.
- В Дедовичском районе тоже была такая узкоколейка протяженностью 30 км, и в свое время ее тоже продали какому-то «инвестору» - приводит он пример. – Так в прошлом году ее сняли и на металлолом увезли. Народ чуть ли не с ружьями протестовать на дорогу выходил, полиция приезжала. Никакие протесты не помогли мол, частная собственность, а хозяин - барин. Правда, над нашей узкоколейкой эта «частная собственность» уже много лет висит дамокловым мечом. Может, и в этот раз все обойдется?