«Кормили немцев»
- Всего несколько недель, как я вернулся из отпуска и теперь хожу по городу с… оглядкой. Я не олигарх и не опасаюсь за свою пенсионную жизнь. Я боюсь наступить на надписи «Мурманск-95». Кто дал приказ унижать столицу Заполярья в честь юбилея таким образом? Некоторые люди ходят, плюют, сморкаются, бросают окурки и пустые бутылки… и это на имя нашего города - Героя Советского Союза, - говорит Рашид Нуралиевич. - В Мурманске я живу всю жизнь, рос вместе с городом. Здесь воевал и умер мой отец. Во времена моего детства всё было по-другому.
Многих улиц не было вообще, а улицу Переселенческую уже не помнят даже старожилы. Детвора играла на улице, пуская бумажные кораблики в огромных бомбовых воронках или бродила по пепелищам домов. Их было в изобилии. Они печально торчали печными трубами на улицах Буркова, Микояна, Карла Маркса, в Жилстрое, Больничном городке и в центре города.
Как вспоминает краевед, давно, во времена его детства, практически все улицы, кроме Ленинградской, были выложены булыжником, а летом их заливала грязь, поэтому самой «модной» и ходовой обувью были кирзовые сапоги, резиновые боты и галоши. Но чтобы их «достать», надо было тоже потрудиться. На ул. Ленинградской стоял крепкий запах навоза. Было много помоек, общественных туалетов, коммуналок. Но это всё ничто по сравнению с голодом...
- Есть нам хотелось постоянно, а продуктов не было, в особенности мяса, сыра, зелени. За рыбными обрезками приходилось стоять по 3-4 часа в очереди. Спасала одна рыба, из неё делали всё, что могли. Белый хлеб считался праздником. Тем не менее мы ещё подкармливали хлебом пленных немцев, которые строили дома. Нас так учили матери - делиться. Это наша русская натура, жалостливая и добрая. Несмотря на такое положение, настроение у народа было оптимистичное, ведь закончилась война! - вспоминает Рашид Саляев. - Кстати, в то время все постоянно общались между собой. Только в нашем доме в коммуналках жило почти 50 детей!
С жиру бесимся?
Меняться внешне город начал в 70-х годах. Но, как отметил журналист, опять же своеобразно, по-советски. Каменные «штамповки» стали возникать по обочинам улиц, закрывая деревянных сирот своим помпезным видом. Так что у кого возникнет ностальгия по уходящему веку, глаза и душу можно порадовать не только на окраинах Мурманска, но и в самом центре. Даже за зданием областной администрации.
Известный журналист отметил, что Мурманск не идеален и сейчас. Отвратительные дворы, грязь, мусор. Но нельзя винить во всём власти - во многом виноваты и мы сами. Но, несмотря на это, Мурманск стал намного просторнее, уютнее.
- Люди просто не помнят уже, какой был наш город, в буквальном смысле с жиру бесятся. Все забыли, что даже туалетная бумага считалась редкостью. Жизнь состоит из мелочей. Сейчас деликатесом не считается ни икра, ни красная рыба. А меня мать специально звала есть французскую булочку. И происходило это далеко не каждый день.
Да что там! Мы стояли в очереди даже за водой. А вы говорите, сейчас плохо живём, - недоумевает Рашид Нуралиевич. - Тем не менее хотелось бы, чтобы к своему 100-летию Мурманск стал чище, более обустроенным. Пусть власти обратят внимание на такие уголки города, как Жилстрой, Больничный городок, Ленинский район, Роста… И ещё хотел бы, чтобы сами северяне сохраняли Мурманск в чистоте. Если каждый из нас будет воспринимать наш город как собственную квартиру, то и город лучше станет. Дело в том, что появилось уже пятое поколение истинных мурманчан. И они, и их предки родились на нашей, хоть и суровой, но удивительно доброй земле. И нам её облагораживать, а не тем «командировочным», которые стремятся в наш край никак не за запахом тайги и солёного ветра...