А неофициально - самый многодетный отец не только в Петрозаводске, в Карелии, но, возможно, и в стране. Нас у него сотни. Это чудо ему удалось совершить сорок пять лет назад. Родство с такой оравой «детишек», понятное дело, не кровное. А связывает прочно.
«13» - счастливое число
Пока пятнадцатилетним подростком я не познакомилась с Давыдовым, то даже не подозревала, что бывают и ТАКИЕ взрослые, которые тебя не «воспитывают» без конца, не смотрят свысока и не контролируют каждый твой шаг. Хотя этот высокий, широкоплечий, похожий на спортсмена человек чуть ли не в отцы тебе годился.
Он сразу предложил нам называть его просто - Давыдов. Нам понравилось: не заносится. Ровесник не смог бы отправить тебя в твою первую в жизни командировку в далёкий Пудожский район, где мне, юнкору странички старшеклассников «Товарищ» при республиканской молодёжной газете, поручили провести трёхдневный сбор школьного актива. А он отправил легко, как будто я сто лет этим занималась, да ещё и со словами: «Если дело пройдёт у тебя плохо, ТЫ будешь за это отвечать». И вот я уже почему-то немного злюсь и решаю: раз так - умру, но справлюсь. После той командировки почувствовала себя новым человеком, который СМОГ выполнить своё первое в жизни по-настоящему трудное редакционное задание. Через подобное боевое крещение в «Товарище» прошли почти все. Если сказать, что «Товарищ», созданный 45 лет назад при молодёжной газете «Комсомолец», - юнкоровский клуб, это будет правда. Но цели готовить в нём журналистов никто не ставил. В клубе собрались старшеклассники, которым стало скучно в школьном заорганизованном комсомоле. Так совпало, что 13 октября 1965 года на первое заседание будущей внештатной редакции пришли 13 старшеклассников из 13 разных школ Петрозаводска. С тех пор число «13» в клубе «Товарищ» принято считать счастливым.
Страничка «Товарищ» стала настолько популярной в школах города, что даже вывешивалась на доске объявлений рядом с расписаниями уроков. В клубе далеко не все мечтали о журналистике. Это и не требовалось.
Но накануне 40-летия «Товарища», пять лет назад, мы все посчитали, сколько же наших людей сейчас профессионально работают в СМИ. Оказалось, больше чем полсотни. По всей России и за рубежом. От центральных газет до многотиражек.
Не баловство и не пижонство
- Многие затеи «Товарища» посторонним казались авантюрой, начиная с трудовых лагерей, - рассказывал потом Давыдов. - Я ведь в большинство лагерей не ездил, не отпускали, потому как у меня в родной редакции это даже за общественную работу не считали, а были уверены, что это баловство, пижонство, которое мешает мне, отвлекает от редакционных обязанностей. Тем не менее дело делалось. В лагерь комиссарами и командирами ехали семнадцатилетние подростки. Конечно, я боялся за них немножко. Однако знал: ребята уже приучены к тому, что нет у них подстраховки, никто не будет за них что-то делать. И всё у них получалось. Тем, кому не доверяли каких-то дел в школе, дома, доверяли в нашем клубе. И ребята росли как личности.
Сколько прекрасных песен впитали стены давыдовской тесной, до потолка заполненной книгами квартирке, сколько удивительных людей в ней побывало, сколько тазов «товарищеского» салата съедено, сколько ребячьих судеб бережно исправлено и даже спасено.
Все игры придумывал сам
Теперь мы собираемся реже и не по средам, а по разным поводам (наши юбилеи и дни рождения клуба). И существуем в двух субстанциях: физически и виртуально - в Интернете, на сайте клуба «Товарищ», созданного, конечно же, по инициативе Давыдова. Ведём архив клуба, обмениваемся информацией, новостями. И, конечно, по-настоящему дружим. Теперь с помощью сайта можно достать любого «товарища», даже если он не в Петрозаводске, а в Москве, в Питере, на Сахалине, в Финляндии, в Америке, в Израиле… Дежурят по сайту в Интернете уже не только «товарищеские» старички, но наши дети и внуки.
И всё по-прежнему вертится вокруг Давыдова. А он всегда подчеркивал нам, его «детям», что он, хоть и «отец», но всё же просто обычный человек со слабостями и недостатками: «И прошу меня не обожествлять». В итоге не только те 13 счастливчиков, что первыми открывали эпоху «Товарища», но и сотни других ребят из более поздних поколений клуба состоялись как личности и оказались подготовленными к сегодняшней жизни. Среди нас - доктора и кандидаты наук, педагоги, журналисты, художники, артисты, инженеры, нужные специалисты в разных отраслях. Даже член парламента имеется. А для Давыдова мы все равны и все любимы.