Приятельница провела все выходные на даче. Возвращается домой, а у сына-семиклассника глаза такие красные, как будто в них два дня без остановки толкли стекло. Посуда немыта, мусор не вынесен. Зато от компьютера пышет жаром. Рассерженная мать двинулась к розетке, чтоб выдернуть шнур. «Ты тупая!» – заорал на неё любимый сынуля.
22-летний отпрыск другой моей приятельницы в похожей ситуации бросился на отчима с ножом. Она несколько раз пробовала устраивать парня на работу – максимум через два месяца его увольняют за «усердие», и он снова целыми днями сидит у монитора. А недавно выдал матери: «Давай я немного в психушке полежу, зато мне пенсию по инвалидности дадут – и тебе будет на что меня содержать».
Сыну ещё одних моих знакомых уже под тридцать. Мама-педагог и папа-инженер утром потихоньку собираются на работу, чтоб его не разбудить, а вечером торопятся домой - приготовить своей единственной кровиночке ужин. Чтоб их великовозрастный недоросль хоть изредка отрывался от джойстика, они даже купили ему автомобиль. Но он только посмеивается над своими безнадёжно отставшими от жизни «предками».
Кто в этом виноват и что делать рассказывает известный псковский психолог и бизнес-тренер Сергей Калинин, который и сам не прочь поиграть в компьютерные игры, а также давно уже живёт в двух измерениях, потому что считает, что это удваивает шансы.
Виртуальные джунгли зовут
Ольга Миронович, PSKOV.AIF.RU: Серей Иванович, так на какую кнопочку надо нажать, какую вилку из какой розетки вытащить, чтобы вернуть героев этих историй из мира иного?
Сергей Калинин: Давайте сразу договоримся, что сам по себе Интернет и сами по себе компьютерные игры не являются абсолютным злом. Это то, без чего жизнь современного человека уже немыслима. Некоторые учёные утверждают, что через 20-30 лет все без исключения бытовые приборы будут подключены к Интернету и станут до такой степени «разумными», что обыватель начнёт играть в компьютерные игры не сам с собой и не с «френдами» из социальных сетей, а, например, с собственным чайником или с брелоком от ключей. Так что от электроники уже никуда не денешься.
Другое дело, когда уход в виртуальную реальность создаёт проблемы самому человеку и его близким, становится разновидностью суицида, формирует нехимическую зависимость, которая мало чем отличается от наркомании. Важно понимать, что всякое бегство от реальной жизни происходит оттого, что человек чего-то недополучает в реальной. Если речь идёт о ребёнке, то он компенсирует таким образом недостаток родительской любви.
- Но ведь большинство маленьких игроманов ходят в школу с дорогими смартфонами и планшетами новейших модификаций. Родители явно ни в чём им не отказывают. Со стороны кажется, что эти дети, наоборот, чересчур избалованы…
- Одно дело купить новую игрушку и совсем другое – уделить своему ребёнку время. Мы же всегда слишком заняты, нам недосуг поиграть с собственными детьми – вот мы и отделываемся от них дорогими подарками – безделушками в полном смысле этого слова. А ведь ни один ребёнок не в состоянии придумать себе игру. Дети-маугли не играют. Играют только те дети, которым взрослые или старшие товарищи показали, как это делается.
Поэтому лишь от нас самих зависит, во что будут играть наши дети. Если мы постоянно от них отмахиваемся и вместо того, чтобы собственным примером приохотить к чему-нибудь полезному, сажаем смотреть мультики или играть в компьютерную стрелялку, то не надо потом удивляться, что они ни с чем, кроме монитора, иметь дело так и не научились.
Сначала у нас не хватает на детей времени, потом детям не хватает времени на нас. А ведь, казалось бы, чего проще: уделять своему ребёнку каждый день хотя бы полчаса, чтобы он научился творчески организовывать свой досуг.
Для этого совсем не обязательно отрываться от неотложных дел. Вы готовите ужин – пускай он побудет вместе с вами на кухне и поможет лепить пельмени. Вы ремонтируете кран в ванной – а может, и хорошо, что он «путается под ногами»? Вы готовитесь идти на собеседование к потенциальному работодателю – ребёнку тоже важно знать, в чём вы считаете себя докой.
Сбрось сына с поезда
- Мама нашего семиклассника - очень занятая женщина и, конечно, думала, что её дело – зарабатывать деньги, а не играть с сыном в машинки. Но теперь-то ей что делать, когда никакие запреты уже не действуют и звать сына на кухню лепить пельмени поздно?
- Прежде всего, маме надо понять, что её сына ещё интересует, кроме компьютерных игр. Не может такого быть, чтоб он совсем ничем в реальной жизни не дорожил. Сами игры, в которые он играет, подскажут, в каком направлении двигаться. К примеру, если он предпочитает стрелялки, надо попробовать затащить его на пейнтбол.
Я знаю людей, которые начинали с того, что сутками не вылезали из-за компьютера, играя в «Сталкера». А потом создали в Интернете сообщество и придумали играть в то же самое в реальности. Теперь их, наоборот, не усадить за компьютер, потому что всё свободное от основной работы время они живут в лесу, иногда целыми семьями, чтобы прятаться друг от дружки и выслеживать соперников. Но это нисколько не мешает им быть успешными бизнесменами, учёными или преуспевать в какой-либо другой деятельности, которая приносит им доход и позволяет иметь такое полезное для здоровья хобби. Так что Интернет – это не тупик, из него есть выход, надо только разглядеть свет в конце туннеля.
Но для этого мама должна как следует разобраться в играх, которые её сын предпочёл всему остальному. Научиться играть вместе с ним, а ещё лучше - обыгрывать его (ничто так не охлаждает игроманию, как неудачи, ведь мало кто любит проигрывать – и в этом мире, и в том).
Кстати, тогда можно будет время от времени выгонять сына из-за компьютера со словами: «Теперь моя очередь!». Иначе он, такой «продвинутый», так и будет считать маму «тупой»: ведь она сама не знает, о чём говорит.
И как только мама научится общаться с повзрослевшим сыном на равных, она сразу же сможет зайти к нему в Интернет с другого бока: «Дай-ка я поиграю, а ты пока сходи в магазин за картошкой, а то мне такую тяжесть не притащить».
Парень-то ведь неспроста стал на маму покрикивать. Он уже здоровый лоб. Поздно его «воспитывать», надо почаще спрашивать у него совета в домашних делах, поручать ему не только помыть посуду, но и спланировать семейный бюджет.
В общем, надо давать ему поруководить в каких-то непростых ситуациях, где мужчина быстрее разберётся, чем женщина. Вот тогда он перестанет чувствовать себя маменьким сынком, которому не дают его любимую игрушку, и, возможно, направит свою энергию на что-то более продуктивное, чем компьютерные игры. А заодно будет повежливее – уже на правах сильного.
План Б
- А как быть с парнем, который мечтает получить инвалидность – лишь бы не работать и преспокойно играть в компьютерные игры до пенсии по старости? Некоторые предлагают моей знакомой просто-напросто выгнать его из дому. Мол, он тогда волей-неволей устроится на работу, чтоб было на что снимать квартиру и покупать еду.
- Не думаю, что это поможет. Насколько я знаю компьютерных игроманов, у них всегда есть в запасе несколько жизней – по нашему, «план Б». Сегодня человеку не так уж много надо, чтобы не умереть с голоду и иметь крышу над головой.
Поглядите, сколько опустившихся людей сдают свои квартиры, а сами сбиваются в стаи и теснятся по нескольку семей вместе с детьми в каком-нибудь притоне, благополучно отлынивая от любой формы занятости. Игроманы на этот счёт ещё изобретательнее. У каждого из них по меньшей мере есть какой-нибудь закадычный напарник по игре, который запросто пустит его к себе пожить. А где подключиться к Интернету и чем питаться – они сообща уж как-нибудь придумают.
Важнее понять, чего молодому человеку не хватает в реальной жизни, что он чувствует себя успешным только в виртуальной. Ведь любая компьютерная игра – это наикратчайший путь к успеху. Зависимость формируется тогда, когда человек готов снова и снова проходить уже знакомый ему маршрут – только бы заново почувствовать себя победителем. Это значит, что в реальности ему редко удаётся испытать что-то подобное.
Возможно, мы имеем дело с необщительным от природы, энергетически слабым человеком, который выбрал для себя путь наименьшего сопротивления. Ведь существуют две жизненные стратегии: одни люди стремятся экономить энергию, другие – тратить. Одни жаждут новых ярких впечатлений и готовы ради этого напрягаться сколько хватит сил, а другим важно, чтоб их не беспокоили.
Понятно, что первые любят общаться, понимая, что самым ярким переживанием для любого человека является другой человек, а вторые всячески избегают реальных контактов, чтоб лишний раз не "пораниться». В самых запущенных случаях человек настолько уходит в себя (или в виртуальную реальность), что его оттуда клещами не вытащишь.
Всё равно тебе водить
- Именно это и произошло с взрослым дяденькой, который сидит в Интернете и на шее у своих престарелых родителей… И что им прикажете с ним делать?
- В идеале, конечно, было бы неплохо, чтобы он влюбился в какую-нибудь реальную девушку, которая вытащила бы его всё равно куда: хоть по магазинам, хоть в ночной клуб. Но где он её встретит? Значит, надежда на исцеление появится только в том случае, если этот молодой человек сам осознает, что у него проблемы и захочет избавиться от своей компьютерной зависимости. Тогда он и в Интернете найдёт кучу советов как это лучше сделать. А что его к этому подтолкнёт? Опять же пример родителей.
Понимаете, если он изо дня в день видит, как они нехотя ходят на работу и возвращаются с неё уставшие и угрюмые, чтобы поужинать и уткнуться в телевизор, то, конечно, это навряд ли подвигнет его променять свою такую яркую виртуальную жизнь на эту унылую действительность. Так что родителям всех этих трёх парней придётся начинать с себя и перестать играть в игры, которые никого не вдохновляют.
Вот, например, мы часто сетуем, что в наших дворах не стало жизни, что все дети теперь сидят дома за компьютерами вместо того, чтобы чертить на асфальте классики или гонять мяч. А сами-то нисколько не лучше.
Однажды я наблюдал, как мои соседи вышли во двор поиграть в бадминтон. Сначала, как водится, ракетками махали одни только взрослые, но очень азартно. А потом - откуда ни возьмись - и дети подтянулись, причём не только свои, но и чужие, и даже образовалась очередь из желающих поиграть.
Кончилось тем, что взрослые потихоньку свалили домой заниматься своими рутинными делами (не исключено, что они поскорее уселись за освободившиеся компьютеры), а дети так дотемна и подкидывали во дворе воланчик. Вот всегда бы так!