Вот почему ситуация с детскими садами «больная» для всей страны. Но есть регионы, где ситуация не такая аховая. Как это у них получилось?
Краснодарский край
Рождаемость на Кубани увеличивается быстрее, чем в большинстве других регионов. Общая численность мест в детсадах - 154 000 - обеспечивает 63% от потребности. Чтобы решить проблему, в крае решили перестроить всю систему дошкольного образования. Отремонтировали старые садики, вернули те, что отдали в своё время под начальные школы, - это дало 11 400 мест за три года. Ещё одно новшество - семейные детсады. Они на Кубани двух типов. Первый - когда детей из многодетной семьи (дошколятами должны быть не менее трёх малышей) принимают в сад… вместе с мамой. Она становится штатным воспитателем и получает зарплату - от 4000 рублей, водит своих чад на занятия в садик, работает с ними дома по специальной программе. Второй тип - когда семья, где есть ребёнок, принимает «в группу» ещё нескольких детей. Мама становится воспитателем. Размер группы зависит от жилплощади. Питание малышам обеспечивает ближайший детсад. В крае за год образовано 69 таких семейных «ячеек» - в основном в станицах, где это ещё и возможность заработать для мамы. Но в краевой администрации уверяют, что их число будет расти - родителей, желающих включиться в программу, всё больше.
Москва
В 1991 г. в столице было 2924 садика, в 2005 г. осталось почти на тысячу меньше. Как так получилось? Многие детские сады приватизировали и превратили в офисы. Поэтому в 2006 г. столичным правительством была принята трёхлетняя программа по увеличению числа дошкольных учреждений всеми доступными способами: при помощи нового строительства, возврата в собственность ранее утраченных и расширения существующих. Именно эта программа предусматривает ввод в строй 100 детских садов ежегодно. Те же, что удаётся вернуть в оборот (15-20 в год), капитально ремонтируют и также отдают маленьким москвичам. А в 2007 г. был разработан и принят новый стандарт для дошкольных учреждений. Садики нового поколения имеют бассейны, большие игровые комнаты и благоустроенные участки. По официальным данным, сейчас только около 10% малышей не устроены в детские сады.
Что думают мамы?
Мария Арбатова, писательница, общественная деятельница, мать двоих сыновей:
- Так называемый «ребёнок с ключом на шее», - явление, характерное для стран, разрушивших патриархальный уклад и не отстроивших структуры соцзащиты детства. Мне нравится, что Дума хотя бы озаботилась тем, что детям нечего делать на улице ночью, но меня удивляет, что её не заботит, что ребёнок делает днём. Мне кажется, необходимо законодательство, обязывающее делать жизнь семей с детьми «прозрачной», и службы вроде отделов опеки должны контролировать, кто из взрослых отвечает за ребёнка каждую минуту. Огромное количество детей, которых родители «воспитывают по мобильному», приводит к растущей наркомании и преступности. Для меня это не было проблемой, я писала книги дома. Но сейчас, когда моим сыновьям 31 год, я могу оценить, какие ужасные результаты дала жизнь их «неприсмотренных» сверстников.
Светлана Сорокина, журналист, мама дочери:
- Должно ли государство помогать родителям занять детей - бесплатно или за минимальную плату? Формально такие занятия есть. У нас в районе есть Дом творчества, где организованы бесплатные кружки для детей. Прошедшей осенью моя дочка захотела заниматься танцами, и я отвела её в этот «очаг культуры». Что я увидела в конце занятия: маленькие дети стоят босиком на бетонном полу и переодеваются. Прямо в фойе, при входе, поскольку раздевалки нет. Бассейн, который ещё недавно был в Доме творчества, теперь закрыт - и без перспектив открытия. Вот что предлагается бесплатно. Зато у чиновников есть отчёт - организован бесплатный детский досуг. Получается замкнутый круг: либо платить втридорога за то, чтобы чем-то занять ребёнка, либо с ним занимаются бесплатно, но абы как - в плохих помещениях и с равнодушными преподавателями, получающими крохотные зарплаты.
Звездные судьбы
Гарри Каспаров начал свой путь в великие шахматисты с Бакинского дворца пионеров, куда он пошёл в 7 лет и где сформировался как личность. Мать приводила его туда сразу после уроков. Следующий этап его пути связан с Ленинградским дворцом пионеров, где он в 12 лет смог сыграть вничью с гроссмейстером Анатолием Карповым.
У двукратной олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой родители работали почти круглосуточно - мама была кочегаром, а папа - сантехником. И, чтобы дети не оставались одни, их отдали в несколько спортивных секций. Сначала будущая чемпионка по прыжкам с шестом занималась в секции гимнастики, а затем уже в легкоатлетической. Благо их было много, и занятия были бесплатными.
Алексей Макаров, сын Любови Полищук, часть своего детства провёл в интернате. Мать постоянно была на гастролях. «Актёрский хлеб был очень труден», - говорила она много позже. Отец никакого участия в жизни ребёнка не принимал, и, возможно, для семьи это был единственный выход. Алексей никогда мать не корил.
Мнение эксперта
Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:
- Комендантский час для детей - это, конечно, хорошо. Но что государство сделало? Оно ввело ещё один запретительный закон, ничего не предложив взамен. Сегодня группы продлённого дня в школах существуют лишь до 4-го класса. Необходимо принять нормативные акты, чтобы «продлёнка» действовала в школе до 8-го класса. Важный момент - питание. Завтраки в начальной школе бесплатные. Надо, чтобы и обеды были бесплатными. Раньше была хорошо развита система дополнительного образования. Сейчас в домах творчества юных катастрофически не хватает специалистов. В отличие от учителей, сотрудники домов не имеют ряда льгот, например, на них не распространяется право досрочного выхода на пенсию. Прибавьте к этому мизерные зарплаты, и как результат - дома творчества недоукомплектованы специалистами. Ребёнок выбирает улицу, когда ему нечем заняться.