Примерное время чтения: 8 минут
70

Уволили!

Три этапа переживаний

По мнению психологов, человек, потерявший работу, переживает три этапа. Первый – паника, когда положение кажется безвыходным, а будущее рисуется только черными красками. «На что я буду жить, чем кормить детей, как отдавать кредит?» Эти вопросы прокручиваются до бесконечности, только ответы на них не находятся. Именно в этот период чаще всего случаются острые заболевания – ведь, накручивая себя таким образом, человек доводит свою нервную систему до истощения.

Через несколько дней паника сменяется злостью, активностью и лихорадочным поиском хоть какой-нибудь работы. Человек обзванивает компании, рассылает резюме, ходит на собеседования. Он преисполнен оптимизма и верит, что найдет работу даже лучше прежней. Если же этого не происходит, то начинается третий этап – апатия, которая вполне может перерасти в депрессию. Постоянные неудачи могут сломить даже самых сильных, заставить опустить руки и скорбно вздохнуть: «Буду ждать лучших времен!»

В том-то и дело, что «лучшие времена» не наступят без собственных усилий.

Время работодателей

По словам работников кадровых агентств, в среднем на поиск новой работы уходит 1-2 месяца. Понятно, что в условиях кризиса этот срок удлиняется на неизвестную величину. Впрочем, все зависит от ваших амбиций и умения адекватно оценивать реальность.

Эксперты утверждают, настало время работодателей: в базах данных агентств по трудоустройству количество резюме соискателей во много раз превышает количество запросов от работодателей. Наверное, не стоит сейчас кропотливо искать идеальную работу. Снизьте немного планку в уровне зарплаты, смягчите требования к будущей работе. Это не означает, безусловно, что надо хвататься за первую попавшуюся, но и слишком долго перебирать не стоит. Иначе ваше место займет кто-то более быстрый.

По-прежнему больше шансов у тех, кто имеет рабочие специальности, у работников сферы обслуживания, учителей и медработников. И все же…

– Найти работу можно, – утверждает психолог Надежда Данилова. – Надо только уметь продать себя. Не секрет, что многие, приходя на собеседование, бормочут, запинаются, не знают, что сказать… Хотя и опыт есть, и умения… А некоторые соискатели даже плохо представляют себе деятельность компании, в которую пришли устраиваться. Не пойму, почему бы не потратить час на подготовку к собеседованию? Поинтересоваться компанией, порепетировать ответы на возможные вопросы. И тренируйте навыки самопрезентации. Сейчас это очень важно. Определите для себя свои сильные стороны, слабые, подумайте, как все это подать. Сегодня много специалистов оказались не у дел. И при равных достоинствах возьмут того, кто лучше сумел заявить о себе, кто сумел себя продать.

Без паники!

Самое главное для потерявшего работу – не поддаваться панике. Вместо того чтобы мусолить вопрос «На что теперь жить?», попробуйте ответить на него максимально конструктивно. Что это значит? Прикиньте, сколько у вас сейчас есть средств и сколько они вам позволят продержаться. Ведь при сокращении вам обязаны выплатить выходное пособие, к тому же, возможно, у вас есть какие-то сбережения. Так что неделю-две вы точно голодать не будете.

Разрешите проблемы с банком, если вы брали кредит. Сейчас государство дало некоторое послабление должникам, потерявшим работу. В общем, в первые дни вынужденного безделья вам будет чем заняться.

Но… это вынужденное безделье не должно затягиваться. Определите для себя срок, в течение которого вы можете себе позволить терпеливо искать наиболее подходящую работу. Но он не должен быть меньше месяца. Не ставьте перед собой сверхзадачу, иначе, не получив нужного результата, можно впасть в еще большую депрессию. Оптимальный период вынужденного простоя – не больше трех месяцев. По прошествии этого времени стоит пойти на компромисс с собой и устроиться туда, куда берут, пусть даже это не совсем то.

– На самом деле реальный срок, за который соискатель находит себе устраивающую его работу, – это около полугода, – убеждена Надежда Данилова. – Если за это время он не сумел это сделать, скорее всего, проблема в нем. Возможно, соискатель неадекватно оценивает свои возможности, у него слишком высокий уровень притязаний. Понятно, что все мы мечтаем, чтобы наш труд оценивался максимально. Но всегда надо учитывать не только свой профессиональный уровень как работника, но и реальную ситуацию на рынке труда. Это, кстати, актуально не только в условиях кризиса. Если, допустим, на рынке труда переизбыток каких-то специалистов, то и уровень оплаты будет ниже.

Кто выигрывает?

Поиск работы – процесс творческий, хотя и очень нервный в нынешних условиях. Не надо биться за работу определенного профиля, потому что «я это хорошо умею, всю жизнь этим занимаюсь». Сегодня выигрывают те, кто умеет приспособиться к обстоятельствам. Поэтому будьте гибче. Определите для себя сферы, в которых вы могли бы работать. И чем шире будут рамки ваших требований, тем легче будет найти что-то подходящее.

Как правило, поиск работы проходит волнообразно. Неделю-две вам звонят работодатели, вы звоните им, ходите на собеседования. Потом раз – и затишье. После очередного такого всплеска и упадка многие впадают в отчаяние: я никогда ничего не найду.

На самом деле такие «волны» – вполне закономерное явление. Отходили период по собеседованиям – теперь, пока тишина, проанализируйте свой опыт, пусть и не увенчавшийся успехом. Подкорректируйте требования к работе, измените акценты.

Подстраивайтесь под изменившиеся реалии жизни, говорите на языке работодателя. Сегодня в профессии выигрывают более гибкие, более быстрые и уверенные.

Не рассылайте всем работодателям одно резюме. Под каждую работу делайте свой вариант резюме, выделяя в нем то, что важно именно здесь. Если в вакансии пишут: требуется исполнительность – глупо в своем резюме упирать на свою «креативность». И используйте лексику работодателей. В обязанностях стоит «организация и проведение деловых переговоров с заказчиком»? В таком случае исправьте свою фразу в резюме «работа с заказчиком» на ту, что стоит в вакансиях.

Такое общение на языке работодателя добавит вам очков.

«АиФ Здоровье» рекомендует

Важные мелочи

► Ищете работу? Сообщите об этом как можно большему количеству людей: родственникам, знакомым, друзьям, соседям. Никогда не знаешь, где найдешь…

► Сейчас как никогда востребован фриланс – работа по заказам, вне штата.

► Подумайте, что еще вы умеете, кроме как быть экономистом, продавцом, инженером. Возможно, вы смогли бы давать частные уроки математики или музыки?

► Вас пригласили на собеседование? Не затягивайте со встречей, не переносите ее,

не говорите потенциальному работодателю: «На этой неделе мне неудобно, давайте в следующий понедельник». Изобразить крайне востребованного специалиста все равно не получится, а у работодателя останется ощущение, что как-то не очень вы и стремитесь на эту работу.

► Никогда не опаздывайте на собеседования. Это сразу же играет против вас, и очень сильно.

► Вам предложили совсем «не то»? Не бойтесь пробовать себя в смежных специальностях. В данном случае вы практически ничем не рискуете. Зато есть шанс, что приобретете не только новый опыт, но и новое умение.

Личное мнение

Иосиф Пригожин:

– Кризис – это испытание. Отнеситесь к нему как к новому этапу в жизни. Мы все превращаемся в машины для зарабатывания денег, забывая о себе. Так вот, может, это именно то время, когда стоит задуматься о самообразовании, внешнем виде, повысить уровень интеллекта. Отдохнув и набравшись сил, начинайте искать, посмотрите вокруг себя. Человеку, способному созидать, всегда найдется место под солнцем. Еще в идеале хотелось бы пожелать: займитесь тем делом, которое приносит вам удовольствие. И главное – не держите ни на кого обиду. Научитесь прощать и отпускать, сразу жить станет легче.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах