Тот самый, который научил азам вокала - нет, не азам, а самому настоящему вокальному мастерству - сотен мальчишек и девчонок. Десятки из них связали свою жизнь со сценой, став профессиональными актерами и эстрадными певцами.
Фабрикант
Пока мы разговариваем, слушаем его девчонок-учениц, смотрим фрагменты юбилейного концерта, пытаюсь понять: как без денег-раскруток, в маленьком городе можно вырастить настоящих звезд? Настя Спиридонова, финалистка «Голоса», более 8 лет ходила на занятия к Александру Петровичу.
«Она больше всех кровушки выпила», - улыбается он, говоря о звездной ученице. - Настя – настоящий боец. Куда мы с ней только не ездили, на какие конкурсы - и российские, и международные. А потом она поступила в Гнесинку, затем с сокурсницами организовала группу, потом выступала на бэк-вокале у Бабкиной и Гора. А «Голос» помог ей войти в первый эшелон».
Кстати, портретов Насти в студии несколько, рыжеволосая звезда словно постоянно напоминает кружковцам: учитесь уму-разуму на моем примере.
Мы просматриваем концерт 5-летней давности, тогда к Анастасии еще не пришла всероссийская известность, она, взяв в руки микрофон, благодарит своего учителя и не может сдержать слез. А он ее утешает: «Все хорошо, Настя. Все хорошо». А вот и выступление Мари Нтэнтие, в то время участницы группы «Премьер-министр», вот поет Ксения Захарова, которая вошла в десятку победителей проекта центрального телеканала «Стань звездой», затем фееричное выступление Киры Кауфман, актрисы петербургского театра «Буфф». Тогда все ученики нашли время и возможность приехать на юбилей к педагогу. Целая фабрика звезд.
«Я фабрикант! - смеется. - Однако никогда не задумывался о далеком будущем. Просто учил детей, ездил с ними на различные конкурсы, тогда ж не надо было тратить огромные деньги, как сейчас. Дорога к Олимпу всегда где-то начинается, и моя дорога туда девчонок вывела. А мы… просто занимаемся и поём».
Поют они в самом обыкновенном кружке. И сюда идут просто те, кому нравится это делать. Как Анечке Мошкориной, полуфиналистке детского «Голоса», или Насте Ахметовой, или Ксюше Брянской (она 11 ноября у Якубовича на «Поле чудес» блеснула с песней Дианы Гурцкая «Жизнь»).
«Я была маленькая, мама меня в кружок рисования водила, а я слышала, как ребята за стенкой поют, и тоже захотела». Вот такая история почти у каждой девочки. Просто захотела.
Таланты, ау!
И Александр Петрович утверждает, главное желание, но берет все равно не всех. Сейчас у него занимается 30 учеников. «Приходят - хочу петь. Прошу, спой что-нибудь. В ответ: «А-а». И всё. Но если может хотя бы интонировать – беру. И если дети ходят, значит, им это надо. Студией я руковожу 25 лет, и знаете, заметил, одаренных детей стало намного меньше. Нет, дети те же. Такие же шкодливые, шаловливые, только с гаджетами в руках. Но почему талантливых меньше? Возможно, потому что вообще детей стало меньше рождаться?..»
Сюда, в Луки, Александр Петрович приехал из Пскова, где больше 20 лет отработал учителем пения в 47-й школе. Позади не только педагогика, но и выступления в эстрадно-симфоническом оркестре, с которым где только не побывал, правда, на БАМ съездить не получилось, ребята без него выступали, потом была группа «Вечный двигатель». А 25 лет назад организовал детскую вокальную студию «Терминал». «Четверть века назад это слово таким суперсовременным казалось, что это такое – никто не знал. А поди же, в точку попали. Теперь терминалы везде нас окружают!» А еще у него есть «Радуга» - ансамбль, в котором поют работники районного отдела культуры.
Луки не для скуки
Главное в его жизни - ученики и их успехи. Аня Мошкорина пришла на очередное занятие и готова исполнить песню. «Слова-то выучила? – строго смотрит Александр Петрович на подопечную.
Аниному пению наставник внимает, но, видимо, недоволен. Однако при посторонних замечаний не делает, оставляя это для личной беседы. Аня признается, что те полгода, что ездила на записи в Останкино, больше с Александром Петровичем занималась, чем с наставницей-Пелагеей, та рекомендации давала, а Александр Петрович трудился с девочкой над номерами.
«Александр Петрович никогда не ругается. Он добрый, даже очень добрый.
И такой терпеливый, - делятся взрослые ученицы из «Радуги». Такому терпению, да еще у мужчины можно только позавидовать».
«У меня таблички есть с моим состоянием: «злой» и «добрый». Чтобы время не тратить, их выставляю, - шутит педагог.
- Александр Петрович, у вас такие девчонки голосистые, но почему столько безголосых в шоу-бизнесе, - спрашиваю.
- С бездарностью проще. Записал ее на студии, она попляшет на сцене, и все довольны. А чтобы петь вживую, это ж сколько надо вокальному мастерству учиться! Есть студийные группы – их записали, они и прыгают на сцене. А зачем пускать талантливого, он же съест эту бездарность?!»
Маэстро сетует, что на конкурс в «Голос» стали приглашать известных артистов и что этот проект, скорее всего, уже не будет иметь продолжения. Да что «Голос», в Великих Луках проблем хватает: никакой поддержки город детям не оказывает. Ни микрофон купить, ни с костюмами помочь. Но ведь горожане свой город прославляют, и Великие Луки звучат по российским каналам. «Да ладно, на свои руки муки найдем. Когда видишь, как светятся глаза твоих учеников – большего не надо, остальное сделаем своей головой и своими руками».