Примерное время чтения: 6 минут
92

Чем не секта?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 06/08/2008

"Здравствуйте, уважаемая редакция! Прочитала в N28 статью "Я бы в дворники пошел..." о том, где подрабатывают школьники и студенты в Пскове, и хочу поделиться своим неудачным опытом работы.

Мы с подружками решили подработать после первого курса института. Купили газету объявлений, подходящих вакансий было не так уж и много: мало кто хочет брать работника на месяц. Больше всего нас привлекло одно объявление: требовался продавец бытовой техники в области. Решили обратиться туда.

В офисе нас встретил довольно представительный молодой человек. О нашей будущей работе он рассказывал долго и интересно. Однако за дверьми кабинета мы поняли, что толком ничего не поняли. Уловили, что зарплата около 4 тысяч, разные премии и бонусы и что бегать по квартирам и предлагать людям всякую ерунду нам не придется.

"Промывка мозгов"

На следующий день мы были "на работе". У здания офиса стояло около 10 машин. В них грузили коробки с бытовой техникой. Причем грузили девушки, а парни в это время курили и играли в бильярд. Мы, конечно, не зарадовались. Но не так-то просто уйти, когда тебе хорошенько "промыли мозги" и настроили на деньги и успех.

Конечно, бегать по квартирам нам не пришлось, но по области за неделю работы мы наездились вдоволь. У каждой из нас был свой "экипаж", состоящий из двух продавцов, водителя и главного инструктора. Именно последний распределял нас по участкам и следил за выполнением заданий. Работала там одна молодежь: от 15 (хотя в договоре значится, что на работу берут только совершеннолетних) до 26 лет. Кстати говоря, большинство из продавцов - ребята из детдома, потерявшие надежду найти более качественную работу, или те, кому просто лень работать по-настоящему. Со всеми мы, в принципе, нашли общий язык.

За продавцом - с вилами

Но была и другая сторона, менее оптимистическая. Ведь нам приходилось "втюхивать" порой некачественную бытовую технику сомнительных марок жителям деревень. Было неудобно обманывать людей. Особенно стыдно перед старичками, которых, кстати, было большинство. Они нам порой последние деньги отдавали. Это, конечно, не самые лучшие поступки в моей жизни.

Иногда работа носила экстремальный характер. Не раз приходилось убегать от обозлившихся на всю нашу "шарашкину контору" клиентов. На одну девочку как-то напал мужик с вилами (видимо, уже успевший "погореть" на подобной торговле) - гнал ее по всей деревне до нашей машины. Еще нас "встречали" с поленьями и ружьями и, понятно, самой изощренной бранью. Еще было, что пьяные наши инструктор и продавец в дороге стали приставать к новенькой девушке. Она насилу вырвалась из машины и осталась одна на трассе у Красных Струг. Конечно, на работу она больше не пришла, а тех парней так и не уволили.

Правила обмана

Постепенно мы узнавали изнанку нашей новой работы. Это оказалось целое государство со своими законами и иерархией чинов. Каждый сотрудник следует 10 "правилам успеха": обязательное приветствие клиенту, тотальная работа (не пропускать ни одного дома), презентабельный вид, уверенность в качестве товара и т.п. Все работники должны разговаривать по строго составленному плану ("спичу", новички сдают экзамен по его знанию). Главное - настроить клиента. Дать понять, что товар уже ему принадлежит, то есть вручить его в руки клиенту.

Необходимо создать иллюзию подарка: "Вы платите только за доставку, транспортировку или налог!" Или же мы предлагаем купить за "сущие копейки" набор предметов на "немыслимую сумму". Схема такая: постепенно достаешь технику из пакета, вручаешь в руки, рекламируешь, называя стоимость каждого (специально завышая ее), потом называешь общую сумму - 15-20 тысяч (важно говорить очень быстро, чтобы клиент не успел сосчитать). Это оказывается очень дорого для клиента. А ты тут и говоришь: "А мы вам это все предлагаем, ну, допустим, за 3500 рублей".Покупатель соглашается, а ты еще и гарантийный талон суешь, который, правда, ровным счетом ничего не значит. Ну как тут не согласиться?!

Мат вместо "здрасьте"

Любой дистрибьютор проходит этап посвящения в работники компании. Мы становились в центре комнаты, глава команды давал напутствие, завершившееся словами: "... чтобы деньги липли к рукам". А потом все старые работники начинали лупить нас по ладоням со всей силы. У нас потом все руки были в синяках. Но это еще цветочки. Как рассказывали, чтобы подняться на ступеньку выше, до инструктора, нужно доказать, что ты способен на все. Об этом стыдно писать. Одним словом - разврат.

Кстати, каждое наше рабочее утро начиналось с матерного приветствия. Человек в пиджаке спрашивал: "Как настроение?" Все дружно кричали в ответ нецензурное слово, означающее полное удовлетворение. За провинности людей наказывали. Моей подруге за опоздание сделали "паучка". Парни взяли за четыре конечности, растянули и раскачивали от пола к потолку, пока она не закричала от страха. Хорошо, она в тот день джинсы надела, а не юбку...

Такая работа, естественно, оставляла отпечаток на образе жизни сотрудников. В свободное время эти люди пытались забыться с помощью выпивки, сигарет и азартных игр.

В общем, продержались мы в этой "фирме" неделю. Денег так и не заработали. Но зато мы получили хороший жизненный опыт. И теперь сами не купимся на подобный развод".

К.С., г. Псков

КОММЕНТАРИЙ

Психолог Игорь Малыхин:

- В данном случае всем знакомый системный маркетинг соединился с тоталитарной сектой. Где лидер - сильная харизматичная личность. Управление в организации основано на страхе и подавлении воли. Начальник получает от такой власти удовлетворение. Он влияет на работников, как бы гипнотизируя их. Заставляет совершать неадекватные поступки. Сотрудники, работающие в таких условиях долгое время, оказываются в полном подчинении.

К счастью, подобные организации нежизнеспособны, поскольку вся система построена на обмане. А дважды обманываются редко.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах