Антинаучное шаманство?
Шокирующее заявление о моратории на краба прозвучало на прошедшем заседании Северного научно промыслового совета (СНПС). Учёные представили доклад, однозначно говорящий о депрессивном состоянии промыслового запаса камчатского краба в Баренцевом море. Говоря почти научно, содержание непромысловой молоди в уловах в прибрежной зоне составляет недопустимо большой процент.
- Вследствие этого исследования учёные рекомендовали наложить до конца 2010 г. мораторий на промышленную добычу краба в 12-мильной зоне и за её пределами в районах высокой концентрации самок в воронке Белого моря вплоть до 68 градусов 40 минут с.ш., - пояснил завотделом промысловой гидробиологии Всероссийского НИИ рыбного хозяйства Вячеслав БИЗИКОВ.
Если учесть, что рекомендации СНПС всегда принимаются Россрыболовством как руководство к действию, понятно, что такая позиция науки вызвала протест со стороны промысловиков. Рыбаки объявили результаты научных исследований необоснованными. Причём прибрежников поддержали и океанисты. «Это отраслевое антинаучное шаманство», - выразил общую точку зрения Михаил Меносян, директор одной из рыболовецких компаний региона.
Рыбаки - сами не дураки
На заседании областной Ассоциации прибрежников было отмечено, что выводы учёных радикально расходятся с наблюдениями, которые фиксируют промысловики. Ведь рыбаки не просто ловят краба, но и систематизируют данные. Правда, разницу в позициях можно объяснять тем, что прибрежники кровно заинтересованы в положительных результатах исследований, но…
- Нам показывают весёлые картинки и заверяют, что проводились исследования. Но какими судами, где и в какой период - этих ответов мы от ПИНРО (Полярный институт научного рыболовства и океанографии) добиться не можем, - отметил Владимир ТАФТИН, руководитель Севрыбкома. - Нам говорят, что краб пропал, но куда - этого наша наука тоже не знает. Есть отговорка, дескать, молодь при промысле губится не за один подъём, но за пять, но кто эти подъёмы считает - внятного объяснения у учёных снова нет. Зато известно, что научная квота была выдана ПИНРО в этом году 15 апреля на единственное судно «Хейди». Спрашивается: что можно было наисследовать за столь короткий, да ещё и непромысловый период? Но если мы начинаем спрашивать подробнее, начинаются всевозможные ссылки на документы служебного пользования (ДСП) и прочую секретную белиберду.
Поможем норвежцам
Примечательно, что краб, который ловится в 12-мильной зоне и за её пределами, представляет собой одно и то же стадо. В течение года в зависимости от сезона это стадо мигрирует туда-сюда. Значит, и количество непромысловой молоди и самок в стаде должно оставаться примерно одинаковым вне зависимости от дислокации. И ловят его и прибрежники, и океанисты у одного и того же «забора» в пределах 20-ти миль.
В качестве спасительной пилюли для мурманских прибрежников СНПС рекомендовал Россрыболовству рассмотреть возможность ведения промысла прибрежниками за 12-мильной зоной. Однако корреспонденту «АиФ на Мурмане» зампред Россрыболовства Василий Соколов отметил: «В свете действующих правил рыболовства я такой возможности не вижу».
Изначально доли прибрежных и океанических предприятий распределялись так: 48% - прибрежникам, 52% - предприятиям океанического промысла. С 2004 г. соотношение между океаническим и прибрежным общедопустимым уловом краба поступательно уменьшалось и составило 7%. «Это ничто иное, как внесудебная конфискация нашего имущества», - говорят руководители рыбопромысловых предприятий.
Сейчас объёмы вылова между почти двумя десятками прибрежных предприятий Северо-Запада России и парой океанистов распределяются по 400 и 8 000 тонн соответственно. В связи с этим рыболовецкие предприятия написали обращение губернатору Дмитриенко: «Наши аргументы на СНПС были проигнорированы, и право на вылов камчатского краба останется только у двух предприятий… В связи с тем, что научно-промысловый совет проводился ответственными руководителями Россрыболовства, и с учётом коррупционных скандалов и уголовных дел, сотрясающих это ведомство в настоящее время, предполагаем явное наличие коррупционной составляющей в этом деле. Вместе с тем… норвежские предприятия ведут и будут вести промысел в прибрежной зоне, в том числе в пограничном Варангер-Фьорде, фактически осваивая ресурс, принадлежащий России».
- Запрет промысла в прибрежной зоне приведёт к недополучению бюджетами всех уровней доходов около 1 млрд руб. Региональные бюджеты приморских регионов Северо-Запада России лишатся более 200 млн руб. Кроме того, на сегодняшний день порядка 200 человек останутся без работы, а у них семьи, дети - прокомментировал вице-губернатор Олег ТИГУНОВ. - Областное правительство собирается поставить ряд вопросов перед Россрыболовством и Погрануправлением, проголосовавшим за крабовый мораторий. Пусть пограничники разъяснят свою позицию. Мы в принципе не понимаем: почему погранслужба имеет право голоса в Совете, не занимаясь ни наукой, ни промыслом, и готовы поставить перед главой Россрыболовства вопрос об изменении состава научно-промыслового совета. Если же г-н Крайний проигнорирует наше обращение, отсутствие ответа - тоже ответ, мы готовы идти выше. Так или иначе, правительство области обязано обеспечивать занятость населения и стабильность налоговых поступлений.
Смотрите также:
- «Нам нужно кормить семьи!». Прибрежники провели митинг →
- Дно Кольского залива превращается в свалку →
- Чтобы рыба не пропала →