В первую очередь, из-за увеличения судоходства, которое будет сопутствовать добыче газа. Однако и без этого чистыми Кольский залив и Баренцево море не назовёшь.
Рыбное меню
Чистоту Кольского залива экологи оценивают на «пять». Вот только уровень загрязненности – это не уровень знаний. «Пятёрка» означает крайнюю степень испорченности воды. Сказать за это спасибо можно рыбному и торговому портам, водоканалам Мурманска, Североморска и Полярного и другим прибрежным предприятиям. Свои стоки они щедро отправляют в Кольский залив много лет подряд.
Серьёзные претензии у стражей экологического порядка и к нефтяному терминалу «Белокаменка», а также рейдовому перевалочному комплексу «Коммандит сервис».
- Кроме того, на дне лежат десятки затонувших судов. Фактически, это гниющие контейнеры с нефтепродуктами, – отмечает эксперт региональной экологической организации «Беллона» Нина Лесихина. - Вошло в обиход такое понятие как «несанкционированная свалка затопленных судов» (!). Подъём этих сокровищ чрезвычайно дорог. Ценник также безнадёжно высок, как и цифры в докладах природоохранных структур.
В 2008-ом году в некоторых участках залива содержание нефтепродуктов превысило норму в четыре раза, местами достигая 0,2 мг на кубический дециметр. Не радуют и пробы на содержание тяжелых металлов – медь, никель, свинец, железо – их также запредельно много. При этом Кольский залив сохраняет статус рыбохозяйственного водоёма высшей категории. Тут стоило бы вспомнить акцию, проведённую в прошлом году Всемирным фондом охраны дикой природы в Москве. На глазах публики волонтёры зажарили камчатского лосося, щедро поливая его нефтью. В нашей ситуации можно ещё присыпать металлической крошкой, и вот оно – рыбное меню мурманчанина. Из-за бардака в Кольском заливе может пострадать и Баренцево море – уж очень интенсивен водообмен.
- Особенно высок риск загрязнения в случае аварийного разлива нефтепродуктов. Уровень оснащённости организаций, которые должны заниматься ликвидацией таких аварий, оставляет желать лучшего, - констатирует Нина Лесихина.
«Ядрёные» перспективы
Нефтепродукты и тяжёлые металлы пока остаются «гордостью» Кольского залива. Баренцево море в этом отношении - «двоечник». Второй класс загрязненности – почти чистота. Но это лишь одна грань. На дне моря покоится мирный атом.
По данным из доклада «Беллоны», сделанным объединённой группой экспертов России и Норвегии в 2001 году, только судов-лихтеров (барж с радиоактивным грузом) затоплено около двадцати. Это не считая сотен крупногабаритных объектов и примерно 7000 контейнеров с радиоактивными отходами. Велика коллекция атомных реакторов, в том числе и с не выгруженным топливом.
В Баренцевом и Карском морях захоранивались РАО (радиоактивные отходы) атомного ледокольного флота Мурманского морского пароходства. В 93-м Лондонская конвенция запретила затопление отработавшего ядерного топлива, а также и сброс низко- и среднеактивных отходов с судов. Однако и того, что уже было сброшено и слито, начиная с пятидесятых годов, хватит, чтобы отравить жизнь в океане. Ведь с каждым годом активность опасного мусора только сохраняется – это проверено и доказано. Море «фонит» уже сейчас.
- Серьезный урон экосистеме Баренцева моря нанесли также многочисленные ядерные испытания, - рассказывает координатор проектов по ядерной и радиационной безопасности организации «Беллона» Андрей Пономаренко. - В период с 1955-го по 1990 год на Новой земле взорвали 132 атомные бомбы.
Атмосферные испытания одарили жителей прибрежных районов, в основном норвежцев, «чернобыльскими» дозами радиации. В воздух попали более 2000 килограммов плутония! Из-за подземных взрывов смещались горные породы и, опять же, происходила утечка вредных продуктов в воздух. В местах подводных взрывов до сих пор повышено содержание цезия и плутония – это самые радиационно-грязные районы моря.
Карта рисков
Пока одни экологи думают, что делать с радиоактивным мусором, – другие пытаются предотвратить углеводородное загрязнение Арктики. Она в этом смысле куда уязвимее, чем тёплые края.
Ликвидировать аварийные разливы нефти мешает полярная ночь, лёд, холод, большие расстояния и отсутствие эффективных технологий. Чтобы сохранить биологическое разнообразие флоры и фауны Баренцева моря, отделение Всемирного фонда охраны дикой природы разрабатывает своеобразную карту для моряков.
- Мы хотим обозначить наиболее уязвимые точки, которые, в первую очередь, пострадают при нефтеразливах, - говорит координатор проектов по нефтегазовому сектору Баренцевоморского отделения WWF Вадим Краснопольский.
Специалисты Мурманского морского биологического института и ПИНРО выясняли, как нефть будет воздействовать на фито- и зоопланктон, на рыбу и морских млекопитающих, где и в какое время года они скапливаются в большем количестве.
Кроме того, разработаны прогнозы возможного дрейфа нефтяных пятен. Вся эта информация уже скоро появится на рабочих местах специалистов, которые непосредственно связаны с ликвидацией аварийных разливов нефти. А также у тех, кто разрабатывает маршруты судов и принимает решения о создании морских территорий с особым режимом. Это особенно актуально именно сейчас, в эпоху Штокманна.