Многие специалисты в сфере рыбопромышленного комплекса Мурманской области говорят, что с некоторых пор рыбная отрасль нашего региона пришла в упадок. Тем не менее некоторые бескомпромиссно утверждают: ситуация в этой сфере остаётся стабильной.
Каковы же проблемы рыбной отрасли на сегодняшний день? И почему мурманчане заговорили об упадке? Пролить свет на эти проблемы попыталась корреспондент «АиФ на Мурмане».
Рыбокомбинат растащили
Испокон веков Мурманск всегда считался рыбацкой столицей. Пожилые мурманчане помнят, как на рыбацкие деньги возводились «сталинки» на проспекте Ленина. Но в последнее время этот статус обесценился: рыба в магазинах стоит дорого, что едва ли соответствует статусу промыслового центра. Стоит вспомнить тот ажиотаж, который вызвала продажа мойвы по 18 рублей, а ведь раньше мурманчане её не очень жаловали. По мнению некоторых экспертов, причиной такой ситуации послужили политические и экономические процессы внутри страны.
- Мурманск всегда являлся центром снабжения морской, речной, озёрной рыбой для населения не только региона, но и всей страны, - рассказывает председатель правления некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» Анатолий ЕВЕНКО. - Я прекрасно помню, какими огромными составами мы отправляли продукцию в советские времена, какой мощный рыбокомбинат у нас был! Сейчас это пришло в упадок, который явился результатом политических и экономических перестроек. Советского Союза не стало - поменялась обстановка.
Интересно, что так называемая «рыбная перестройка» берёт своё начало в постсоветский период. В те времена крупнейший мурманский рыбокомбинат был разделён на мелкие предприятия. Но, по словам экспертов, стратегические направления нельзя приватизировать.
«Рыбная отрасль - залог нашей продовольственной безопасности. Тем не менее решение о приватизации было принято. Наш мощнейший рыбокомбинат, который работал в три смены и снабжал все магазины большим ассортиментом рыбы, в буквальном смысле растащили! Хотя ещё в своё время на партийных активах мы говорили: этого делать ни в коем случае нельзя!» - сокрушается Анатолий Анатольевич.
По мнению председателя «Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана», в этом виноваты в том числе и руководители рыбного предприятия: каждого из них манила перспектива стать генеральным директором. Впрочем, в период перестановки на предприятии озвучивались и разумные предложения, например, сохранить технологическую цепочку «море - переработка - реализация», объединив актив рыбокомбината с флотами. В идеале «Мурмансельдь» получил бы холодильные заводы №2 и №3, а траловый флот мог работать с другой частью имущества. Но, увы, этого не случилось.
Квотный вопрос
Меж тем не все заполярные рыбопромышленники разделяют такую точку зрения. По мнению генерального директора «Союза рыбопромышленников Севера» Василия НИКИТИНА, в этой отрасли если наш регион и не впереди планеты всей, то, по крайней мере, ситуация в рыбопромышленном комплексе остаётся стабильной.
- Категорически не согласен с тем, что рыбная промышленность Мурманской области пришла в упадок. Это не соответствует истине. Мы имеем стабильную нишу на экспортном рынке по треске, пикше и другим выдам рыб, обеспечиваем продукцией население. По данным статистики, уже 77% рыбы в стране российского происхождения. Мы выбираем все квоты, которые выделяются по международным договорам и не регулируются соответствующими соглашениями, - говорит Василий Фёдорович.
К слову, о квотах. По мнению представителей промыслового сектора, прибрежному рыбопромышленному комплексу нужно давать «зелёную улицу». Впрочем, в какой-то степени они добились своего, ведь в 2004 году квоты были увеличены десятикратно!
- Прибрежники точно так же, как и мы в своё время, совершенно справедливо отстояли своё право на квоты. Дело в том, что океанический промысел базируется на двух видах - донных и биологических породах. Многие их них близки к нулевой рентабельности, - объясняет Василий Никитин. - В этом году было добыто 20 тонн сайки, хотя корабли обошли вокруг почти всю Землю! Из-за изменения климата рыбы не оказалось в традиционных районах. Но деньги-то потрачены! Или взять другой пример: Россия долго не подписывала соглашение с африканскими странами на Западе. И мы были вынуждены просить стоянку на Лас-Пальмасе. Иными словами, у нас очень много затрат, которые не связаны с донным промыслом.
При этом большие производственные затраты - проблема, касающаяся и прибрежных рыболовов. Более того, участь прибрежников осложнена и тем, что 17 предприятий, добывающих треску и пикшу, не обеспечены мощностями. Но ведь рыба - это скоропортящийся продукт, и её нужно реализовывать как можно скорее. Впрочем, в некотором смысле эту проблему удалось решить, стоит отдать должное губернатору Евдокимову, который подписал соответствующее постановление.
В некотором смысле с подобным мнением готовы поспорить члены «Союза рыбопромышленников Севера». По словам Василия Никитина, поскольку прибрежники работают на ликвидной рыбе - треске и пикше - и не заняты в промысле других видов, в противном случае они и потеряют меньше, чем океанисты: «Мы вылавливаем около 600 тыс. тонн в год, а прибрежники - всего 20 тысяч».
Что ж, несмотря на довольно противоречивые мнения о дальнейшей судьбе заполярного рыболовства, хочется верить, что у этой сферы действительно есть будущее, ведь наш регион всегда славился рыбаками и рыбой.