Псковский юрист Ольга Кутузова взялась за проект по обучению маленьких незрячих деток музыке. На прошлой неделе они уже показали зрителям на первом концерте, чему научились у педагогов.
Полярная профессия
PSKOV.AIF.RU, ЛАРИСА МАЛКОВА: Ольга, знаю вас как юриста, когда вы помогали нашим читателям разобраться в кутерьме, связанной с приобретением полиса ОСАГО. А тут «Звонкие сердца», незрячие дети, искусство!..
- Да я же музыкант по образованию, 12 лет отдала любимому делу, которым занималась с таким рвением. Кстати, вся семья у нас музыкальная, есть и профессионалы, как моя тетя – концертмейстер и педагог. Вот и я окончила наше музыкальное училище по классу фортепиано, выдержав при поступлении конкурс 12 человек на место. А в 2000-м году просто наступил кризис, разочарование, нет, не в музыке, а в профессии, когда на зарплату педагога невозможно было существовать.
- И вы решили приобрести другую профессию, популярную тогда - юриста?
- Поступила в Академию права и управления. Училась заочно и работала юристом. В группе ВКонтакте мы оказываем бесплатную юридическую помощь, сейчас наша группа, где 5 тыс. подписчиков называется «Диалог», каждый может обратиться и я или другие юристы обязательно безвозмездно проконсультируем. Сегодня я стажер-адвокат, а в следующем году буду сдавать экзамен на адвоката.
- «Звонкие сердца» - это что-то личное?
- В конце 2016 года ко мне обратилась семья: в Псковском районе кавказская овчарка искусала 4- летнего ребенка в Псковском районе. Веду процесс, доказываем, взыскиваем моральный вред и компенсацию вреда здоровью. Суд длится год, после него ответчик подает еще раз в суд, что мы его оклеветали с защитой о чести и достоинстве. И это затягивается еще на год три месяца. Пострадавшая девочка незрячая от рождения: она не видела, и не
слышала, как собака подошла сзади. У малышки рваные раны на спине и на бедре. Мы работали с ними очень долго, два года, и я узнала, что у Любаши есть слух. Но выясняется, что в Пскове и области нет ни музыкальных учреждений, нет вообще методики, по которой можно заниматься с этими детками. И тут пригодилось мое первое образование.
Через ощущения
- Вы вели процесс, а потом вдруг захотели с детьми музыкой заниматься?..
- Только не думайте, что это пафос, но для меня главное в жизни быть нужной. Я готова и хочу помогать, если человек нуждается.
Любаша ходила в садик «Тополек» для слабовидящих.
Они там занимаются с тифлопедагогами (через ощущения). Считаю, что музыка - это первостепенная задача! Во-первых, это социализация, а во- вторых, формирование новых и ярких ощущений. Такие детки тоньше чувствуют музыку и лучше воспринимают звук. Они воспринимают ноты через ощущения: до – шершавая, ре - мягкая. Саму методику мы взяли у курского музыкального интерната для незрячих и слабовидящих детей. У них там даже есть компьютеры, которые ноты печатают шрифтом брайля. У нас в музыкальном училище преподавали незрячие баянист и народник, но они прекрасно владели инструментом и воспитали удивительных музыкантов. Они слухачи, то есть люди с абсолютным слухом, которые слышат музыку нотами. Вот наших деток надо этому научить.
- «Звонкие сердца» собираются на базе садика?
- Родители меня поддержали, но помещения для занятий не было.
И тогда я пошла к Михаилу Юрьевичу (губернатору – ред.).
Без проволочек
- Как вы к нему попали, вот, например, я не могу к нему прийти!
- Написала заявление, что есть проект, мы хотели бы войти в «Команду 2018». Она позволяет преодолеть административный барьер, то есть с чиновниками общаться без бюрократических проволочек, запросов, например.
- И с губернатором?
- И с первым лицом области тоже разговаривать напрямую. Рассказала, что у меня 7 детей и нет помещения. Стали искать. В результате предложили на выбор два: Дом детского творчества и интеграционные мастерские в Корытово. В последних - комфортно, но далеко. Директор ДДТ выделил нам просторный кабинет с инструментами. Пока детей семеро, но по области много желающих. Пока, увы, неразрешим вопрос с транспортом. Занимаемся по субботам в 10 утра и, конечно, на общественных началах.
- Расскажите, какие они, ваши «сердца»?
- Один мальчик, остальные девочки. Каждый со своим характером, и к каждому нужен свой подход.
- Мальчик комфортно себя чувствует в девичьем коллективе?
- Данечка - совершенно удивительный ребенок, очень эмоциональный. «Мне надо потрогать», - предупреждает. Как мы познакомились: подошел ко мне и начал руки нюхать, и по этому запаху меня узнает. Но, я бы никого не хотела особенно выделять – мы только в самом начале пути и все детки раскрыться не успели. Но, главное, что заниматься хотят все. А это тяжкий труд. Даем им обязательно домашние задания, ведь в группе они занимаются 30-40 минут – больше нельзя, они и так получают за это время слишком много информации.
- Есть еще желающие заниматься музыкой?
- Обращаются родители детей с ДЦП, у кого слабое зрение – сопутствующее заболевание. Мы же берем именно незрячих и слабовидящих.
- Вы говорите, что пробелы с подвозом малышей из области. Может, подобную группу организовать на юге области, в Великих Луках?
- Пока загадывать трудно – главный вопрос – откуда брать финансирование? А альтруистов, готовых бесплатно работать, увы, найти сложно.
- Знаю, что в Казани был концерт в поддержку «Звонких сердец»!
- О! Это наша поэтесса Маруся Привольная устроила! На эти деньги мы купим бубенцы, шуршалки и интерактивную доску. А еще в планах – установка интерактивной доски у Кремля со шрифтом Брайля.
- Как находите на все время и силы?
- Если очень захотеть - можно в космос полететь! Меньше времени на ненужные дела остается!