Примерное время чтения: 21 минута
3020

«Папа, извини». Почему псковским католикам не найти дорогу к храму

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Псков 11/05/2016
Ольга Миронович / АиФ

– потому и завещал похоронить себя на чужбине.

В гостях у «АиФ-Псков» настоятель Прихода Пресвятой Троицы Римско-Католической церкви в Пскове Кшиштоф Каролевски.

Ольга МИРОНОВИЧ, «Аргументы и Факты – Псков»: - Как давно у псковских католиков появился в Пскове свой приход?

Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов». 1876
Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов». 1876 репродукция

- Сами католики появились в Пскове, по меньшей мере, восемь веков назад. Сохранилось письмо Папы Римского Александру Невскому, в которой понтифик благодарит князя за то, что тот попросил прислать в Псков католического священника, так как здесь постоянно проживало много купцов-католиков.

В 1803 году итальянский купец Лаврентий Карри подал прошение в Синод об устройстве в Пскове католического храма.

Доподлинно известно, что в то время в Пскове насчитывалось 96 католиков. По высочайшему повелению императора Александра I им тогда передали один из пустующих православных храмов и разрешили проводить там богослужения.

Точнее, Архиепископ Псковский, Курляндский и Лифляндский Ириней в 1804 году отвел псковской католической общине храм во имя Трех Святителей упраздненного еще указом Екатерины II женского монастыря, богослужения в котором не совершались с 1758 года. Храм этот был полностью отремонтирован на пожертвования псковских католиков и освящён Могилевским митрополитом.

Александр I
Александр I Фото: Commons.wikimedia.org

Но содержать священника псковской общине оказалось не по карману. Поэтому российский император назначил ему жалование в 200 рублей и добавил к этим деньгам от себя лично 500 золотых рублей единовременной помощи (оказывается, не только у президентов бывают собственные фонды!)

Вдумайтесь только! В государстве, где главенствовало православие, монарх на свои собственные средства поддержал католическую общину!

В результате община купила для католического священника дом, который сохранился в Пскове до сих пор и называется «домом ксёндза».

К 1850 году псковский приход Пресвятой Троицы насчитывал уже более двух тысяч прихожан, и поэтому они начали хлопотать о строительстве нового храма. В 1857 году храм этот был построен неподалёку от Ботанического сада.

В начале XX века в Пскове проживало уже четыре с половиной тысячи католиков. Но в 1934 году храм у них отобрали и перестроили. Сперва там был спортзал, потом школа.

Следующие 70 лет псковские католики молились у себя дома, пока в 1992 году в Псков для постоянного окормления верующих не был назначен отец Кшиштоф Пожарский, который приобрёл на окраине города дом, где силами прихожан была оборудована часовня.

Католический храм в Пскове.
Католический храм в Пскове. Фото: АиФ/ Алексей Гиреев

Конечно же, община сразу обратилась к городским властям с просьбой вернуть католическому приходу его историческое здание. Но этого не случилось.

- Почему?

- Городские власти не смогли переселить школу, которая размещалась в этом здании, поэтому предложили католикам построить новый храм в другом месте. Несмотря на указ президента Ельцина о возвращении верующим церковных зданий.

- А как в других российских городах?

- В Великом Новгороде католикам вернули храм в центре города, и Министерство культуры уже даже выделило денежки на его реставрацию. На 23 июня запланировано освящение католического храма в городе Пушкине – там власти тоже вернули католикам здание, которое было отобрано у верующих в советское время.

Псковским католикам удалось только договориться в 1992 году с властями на словах, что католическая церковь не будет претендовать на историческое здание, а взамен ей выделят для строительства нового храма участок, на котором наш приход сейчас и находится. Остаётся только жалеть, что эта договорённость так и не была закреплена никаким документом.

Я приехал в Псков в 1999 году, через год после того, как администрация города выделали нам под строительство участок на Плехановском Посаде…

У входа в псковские владения католиков.
У входа в псковские владения католиков. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

До этого я с 1989 года служил священником в Белоруссии и восстановил там три храма, в которых в советское время размещались склады и конюшня. После чего московский архиепископ Тадеуш Кондрусевич пригласил меня построить католический храм в Пскове.

Я гражданин Польши, но служу в странах бывшего Советского Союза уже 27 лет.

- Как это получилось?

Кшиштоф Каролевски.
Кшиштоф Каролевски. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

- Господь Бог так распорядился. В 1981 году я начал терзаться сомнениями, становиться мне священником или нет. И обратился за советом к одному старому священнику. Он положил мою голову к себе на грудь и сказал: «Сынок, стань священником! Тебя ждёт Россия!».

В тот момент я подумал, что старик совсем спятил. В России тогда был коммунизм, ничто не предвещало никаких перемен. Но вот я здесь, как мне и было предсказано. И летом 2001-го года начал строить в Пскове католический храм.

- Кто архитектор этого здания?

Вид изнутри.
Вид изнутри. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

- Авторы проекта – Анатолий Царик и Станислав Битный. Помню, на общественных слушаниях по их проекту кто-то задал резонный вопрос: «А почему было не восстановить и не передать католической общине старый храм?» И тогда один из историков, представитель Русской Правовославной церкви, говорит: «Нельзя, чтобы неподалёку от православных храмов стоял католический!».

Кшиштоф Каролевски.
Кшиштоф Каролевски. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

Почему раньше было можно, а теперь нельзя? Я до этого 10 лет служил в Белоруссии и очень дружил с тамошними православными священниками. Они приглашали меня на православные праздники, я их – на католические. И никто не переживал, что православные и католические храмы находятся рядом.

...В конце концов председатель собрания выразила надежду, что когда-нибудь в будущем католическая община Пскова сможет вернуть себе и восстановить исторический храм.

Но теперь уже поздно. По правде сказать, второй храм нам в Пскове ни к чему. Нам хватит и одного.

- А сколько в Псковской области до революции было католических храмов?

- Храмы были во всех крупных городах: Острове, Опочке, Новосокольниках, Великих Луках. Это потому, что Польша когда-то входила в состав Российской империи, а большинство поляков – католики. Кроме того, многие немцы – католики, литвины – католики… В Пскове их всегда много проживало.

- А сейчас среди ваших псковских прихожан преобладают люди каких национальностей?

- В основном русские. Конечно, среди них есть такие, у кого бабушка была полькой с Украины или дедушка – белорус… Но сегодня они граждане России и в основном считают себя русскими. Часто приходят новые люди, просят их покрестить.

Например, две недели назад пришёл молодой человек (22 года) и сказал, что тоже хочет стать католиком. Но так сразу нельзя, надо готовится к крещению целый год.

Католический храм в Пскове.
Католический храм в Пскове. Фото: АиФ/ Алексей Гиреев

- Храм так до сих пор и не достроен, почему?

- Потому что уже в 2002-м году Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий обратился с официальным письмом к президенту РФ и губернатору Псковской области с просьбой приостановить строительство нашего храма по надуманной причине: якобы мы строим храм выше Троицкого собора в кремле. Вы сами видите, что это не так.

Было много протестов, заступиться за псковских католиков приезжал Консул США в Санкт-Петербурге, он рассказал мне, что президент Буш лично обсуждал эту проблему с президентом Путиным и что Владимир Владимирович дал ему слово, что храм будет достроен.

После этого я получил разрешение продолжать стройку. А губернатор Евгений Михайлов, за что я его очень уважаю, публично заявил в СМИ, что совершил ошибку, потому что был введён в заблуждение своим окружением. И сказал, что строительство ведётся по закону.

Но в 2010 году строительство католического храма в Пскове опять было приостановлено…

- Почему на этот раз?

Кшиштоф Каролевски.
Кшиштоф Каролевски. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

- Об этом лучше спросить у теперешних областных властей. Мы получили все разрешения на строительство, нам говорили, что мы самые дисциплинированные застройщики, потому что выполняем все рекомендации и всё согласовываем. Но нам не продлили договор о безвозмездном пользовании землёй, на которой строится храм.

В декабре того же года архиепископ Павел Пецци встретился с заместителем губернатора, который обещал очень быстро разобраться с нашей проблемой, но она не решена до сих пор.

Два года назад в Псков приезжал посол Ватикана, ему тоже обещали, что вопрос будет решён.

Я неоднократно писал письма президенту Путину. Знаете, как тяжело попасть на приём к нашему президенту? Я говорю, «к нашему», потому что 17 лет живу в России и уже считаю себя в какой-то степени её гражданином.

Во всяком случае, моё единственное нажитое в жизни сокровище – этот храм. Но сейчас он как бы парит в воздухе, потому что под ним уже шесть лет официально нет земли! Хотя у нас имеется паспорт на этот земельный участок с кадастровым номером.

По-моему, это политическое решение и ничего больше. Только в России такое может быть. То есть, я хотел сказать, только в Пскове.

- Во сколько обошлось строительство этого храма и откуда деньги?

- 400 тысяч дойчмарок пожертвовала благотворительная организация из Германии, ещё 400 – дал один католический священник, я лично ездил в Канаду собирал пожертвования, я потратил на храм наследство моей канадской бабушки - 100 тысяч долларов.

Вы же понимаете, что я не смогу унести этот храм на своей спине на тот свет. Он останется в Пскове, в России.

Я каждый год езжу в Польшу собирать пожертвования на псковский католический приход. А ещё говорят, что поляки не любят россиян! Если бы не любили – не давали бы денежки!

- Сколько в Псковской области сегодня католиков?

- Примерно две с половиной тысячи человек. Полторы из них живут в Пскове. Среди них много армян. У нас же в регионе очень большая армянская община. Большинство из них православные, но есть также около 500 католиков. Примерно 200 псковских католиков – это литовцы.

А вы знаете, сколько всего в мире католиков? 1 миллиард 300 миллионов! А православных? По утверждению Патриарха Московского, 260 миллионов. Но мы никогда не называем православных «еретиками», мы знаем, что вы наши братья и сёстры. А то, что одни крестятся так, а другие эдак – не имеет большого значения.

Внутреннее убранство храма.
Внутреннее убранство храма. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

Мы не забываем, что до XI века у нас с православными была единая церковь, а потом произошёл раскол.

Недавно патриарх Кирилл встретился с Папой Римским – я очень надеюсь, что это будет способствовать возобновлению нашего диалога, но пока никаких последствий не почувствовал. Месяц назад мне в очередной раз отказали в продлении договора на безвозмездное пользование землёй, на которой строится наш храм.

Самое смешное, что юридический адрес общины – Плехановский Посад, 64. Это то самое место, где стоит наш храм. Если бы мы получили эту землю незаконно, то нас бы не перерегистрировали с улицы Островской, где раньше находился юридический адрес нашей общины, на Плехановский Посад.

- Как относятся к вашему храму жители этого микрорайона и вообще псковичи?

Кшиштоф Каролевски.
Кшиштоф Каролевски. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

- Никогда и никто не высказывал мне по поводу этой стройки никаких претензий. Наоборот, люди были рады, что мы построили храм на пустыре, где раньше собирались пьяницы.

Мы же не только храм в Пскове строим. Мы ежедневно бесплатно кормим на улице Гражданской 120 человек. Наши волонтёры ухаживают за престарелыми и детьми-инвалидами. А ведь мы не спрашиваем у людей, которым помогаем, какой они национальности и вероисповедания. Мы требуем у них только справку о том, что они не больны туберкулёзом.

И не даём еду, если человек приходит пьяный. Даже если пришла пьяная женщина и плачет, просит еды…

- Пьяная женщина?

- А вы где живёте? Разве вы в Пскове никогда не видели пьяных женщин?

Убранство храма.
Убранство храма. Фото: АиФ/ Алексей Гиреев.

- У вас в общине есть обязательные денежные сборы?

- Сто рублей в месяц с семьи.

- Откуда вы так хорошо знаете русский язык? Выучили здесь?

- Я ещё в школе его учил. Хотя и кое как. Помню, когда сдавал экзамен, преподавательница всё сокрушалась: «Плохо, плохо, плохо…» Еле упросил поставить мне троечку: «Я же собираюсь стать священником!». Кто же мог тогда подумать, что мне придётся служить священником в России.

- Ни разу не пожалели, что ваша судьба так сложилась? У вас здесь есть родственники?

- Мои родственники находятся за полторы тысячи километров от меня. Моя семья – это мой приход. Мои родители приезжали в Псков в 2012-м году на 25-летие моего рукоположения – меня ещё тогда глава Пскова Иван Цецерский поздравлял. А так всегда спрашивают: «Когда вернёшься?»

Моему отцу уже 84 года, надеялся, что мы с ним хотя бы после смерти будем лежать рядом в могилах. Но я ему сказал, что хочу, чтобы меня похоронили в Пскове: «Папа, извини».

Я же единственный в Псковской области католический священник. Меня повсюду узнают. Недавно в Себеже переезжал через границу, подхожу, чтобы заплатить за дорогу (там начинается платная дорога), а мне говорят: «Здравствуйте, отец Кшиштоф, мы вас знаем и знаем, как много вы хорошего делаете для псковичей! Вы не должны платить за дорогу». Но я всё равно заплатил, раз так положено.

Когда нам опять приостановили строительство храма, мне стало плохо с сердцем и я попал в больницу. Мне делали операцию – сначала под наркозом резали вену, а потом через эту вену заходили в сердце. Это было очень страшно, особенно когда профессор сказал, что надо потерпеть ещё полтора часа.

Хотел бы я понять, кому мешает наш храм. Он же будет служить людям! Всем псковичам! У нас тут такая акустика, что мы будем давать органные концерты (орган, правда, пока электронный, уже стоит в нижнем зале).

Псковская школа межэтнической журналистики в гостях у католиков.
Псковская школа межэтнической журналистики в гостях у католиков. Фото: АиФ/ Алексей Гиреев.

К нам приходят студенты, которые учатся на художников, рисовать наш храм изнутри.

Раньше на этом месте собирались пьяницы, теперь тут люди молятся – что в этом плохого?

Кстати, я хочу особо подчеркнуть, что католическая церковь не занимается прозелитизмом. На строительстве нашего храма работали 18 фирм – ни один рабочий и ни один директор не стал за это время католиком. По сути, наш католический храм построен православными руками!

Кшиштоф Каролевски.
Кшиштоф Каролевски. Фото: АиФ/ Ольга Миронович
Кадр из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, которая не ведёт к храму?»
Кадр из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»: «Зачем нужна дорога, которая не ведёт к храму?» Скриншот

Видели дорогу, которая идёт вдоль нашего храма? Одним из условий, которые перед нашей общиной поставил город, когда выделял нам этот участок под строительство, – обустроить эту дорогу.

Мы её сделали в 2003 году, а новый асфальт городские власти положили здесь только в прошлом.

- «Зачем нужна такая дорога, которая не ведёт к храму?»

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах