Самолет Ту-154 потерпел крушение 10 апреля 2010 года, когда президент Польши Лех Качиньский с супругой и правительственная делегация направлялись в Смоленск на траурные мероприятии в Катыньском лесу. В результате авиакатастрофы все находившиеся на борту 96 человек погибли.
Польский борт №1 разбился под Смоленском по вине экипажа. Пилоты подвергались психологическому давлению, поскольку в кабине находились высокопоставленные чиновники. Таковы окончательные выводы расследования Межгосударственного авиационного комитета РФ.
Отмечается, что расследование авиакатастрофы было полностью открытым для польской стороны, которая направила в Россию более двадцати своих экспертов. Они имели возможность наблюдать за всеми работами российских специалистов.
Достоверно установлено, что Ту-154М был полностью исправен, пожара или взрыва на борту не было, передают «Вести». Командиры иностранных воздушных судов самостоятельно принимают решение о возможности взлета с аэродромов и посадке на аэродроме назначения с возложением на себя полной ответственности за принятое решение, пояснила председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина.
В ходе расследование установлено, что экипаж Ту-154 при вылете из Польши не был проинформирован о фактической погоде в Смоленске. Расшифровка «черных ящиков» показала, что когда до аэродрома Северный было ещё 55 километров, минские диспетчеры дали информацию о плохой погоде под Смоленском.
Потом это подтвердил экипаж польского самолёта Як-40, который успел приземлиться в Смоленске. Видимость не более 200 метров, хотя по правилам должна быть не менее тысячи. Но экипаж Ту-154 на запасной аэродром не повернул. Уже на подлёте к Смоленску о плохих погодных условиях говорили диспетчеры Северного.
При необходимости экипаж должен быть готовым уйти на запасной аэродром. Но, судя по разговорам в кабине, это очень не понравилось бы главному пассажиру – Леху Качиньскому. Кроме того, рядом с пилотами находились посторонние лица. Польские эксперты по голосам опознали руководителя протокола и главкома ВВС Польши.
Присутствие главнокомандующего ВВС Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало. По результатам судебно-медицинской экспертизы в крови главнокомандующего ВВС обнаружен алкоголь в концентрации 0,6 промилле.
На записи последних секунд полёта стоит обратить внимание на сигнализацию аварийной системы, свидетельствующей о быстром сближении с землей. Система неоднократно отдает указание «pull up», то есть «тяни вверх». Но пилоты игнорируют все предупреждения.