Специалисты центральной полицейской криминалистической лаборатории в Варшаве расшифровали некоторые фрагменты переговоров в кабине польского борта №1. В основном в них речь идет об ожидании экипажем решения президента Качиньского относительно того, должен ли самолет сесть в Смоленске или же можно будет отправиться на запасной аэродром
Как пишет газета Wyborcza, расшифрованные фрагменты позволяют предположить, что экипаж вместо того, чтобы самостоятельно принимать стратегически правильное решение о посадке, до самого момента столкновения с землей ожидал, чтобы это сделал президент.
Командир экипажа Аркадиуш Протасюк обращается к шефу диппротокола МИД Польши Мариушу Казане, вошедшему в кабину пилота и сообщает, что появился туман, и в этих условиях самолет не сможет сесть. Ранее фразу Протасюка: «Так что прошу подумать над решением, что будем делать», — разобрать было невозможно.
Затем командир корабля говорит, что топлива не хватит так надолго, «чтобы висеть» (эту фразу тоже поняли не сразу). Таким образом, Протасюк предупреждал, что долго кружить над аэродромом самолет не сможет, и решение нужно принимать быстро, пишет Росбалт.
При обсуждении в кабине возможности уйти на запасной аэродром в Минске или Витебске кто-то огорченно воскликнул: «Господи боже!». Приземление в Белоруссии означало бы, что президент и польская делегация опоздают на мероприятия в Катыни на несколько часов.
Затем эксперты расшифровали следующую фразу штурмана: «Пока он решает, может, мы в это время карту составим? Все равно, будет ли это Минск или Витебск». Уже когда стюардесса докладывает о готовности борта к посадке, кто-то в кабине говорит фразы, свидетельствующие о том, что экипаж до последнего ожидал распоряжения: «Да или нет? Мы должны выбрать аэродром, в конце концов, на что-нибудь решиться».
Самолет Ту-154 потерпел крушение 10 апреля 2010 года, когда президент Польши Лех Качиньский с супругой и правительственная делегация направлялись в Смоленск на траурные мероприятии в Катыньском лесу. В результате авиакатастрофы все находившиеся на борту 96 человек погибли.
Польский борт №1 разбился под Смоленском по вине экипажа. Пилоты подвергались психологическому давлению, поскольку в кабине находились посторонние высокопоставленные лица - руководитель протокола и главком ВВС Польши. Таковы окончательные выводы расследования Межгосударственного авиационного комитета РФ.
В открытом интернет-доступе появились материалы, имеющих непосредственное отношение к расследованию катастрофы самолета. МАК обнародовал полную расшифровку переговоров диспетчеров аэродрома «Северный» с экипажем Ту-154 в тот роковой день.