Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал председатель Совета представителей коренных малочисленных народов Севера и по совместительству представитель родовой общины «Пуасс» Андрей ЯКОВЛЕВ.
«Нас много!»
- Андрей Руфаилович, расскажите, чем занимается ваша организация?
- Три района нашей области - Кольский, Терский и Ловозерский - официально считаются местами компактного проживания коренного малочисленного народа саами. А координирует деятельность родовых общин в регионе Совет представителей коренных малочисленных народов Севера, председателем которого я являюсь. Мы участвуем в разработке законов, касающихся традиционных сфер деятельности - хозяйственной, культурной, проведением разного рода мероприятий совместно с «Центром народов Севера». В состав нашей организации входит девять представителей родовых общин. Каждый из членов совета курирует какое-либо направление, например: культурой занимается молодой человек из Ловозера Сапиленков Евгений, рыболовством - представитель родовой общины из Умбы Евгений Миронов. Я работаю по вопросам, связанным с промышленным использованием земли.
- Какова общая численность вашего народа?
- Нас много! На территории Мурманской области проживает 1900 представителей саами. Мы все друг друга знаем не просто в лицо, а по имени. Маленький народ, но очень дружный! По официальным данным на территории области действует более двадцати родовых общин. Есть общины, которые твёрдо стоят на ногах, имеют свои оленьи стада, базу. А есть и зарегистрированные совсем недавно.
Закон несовершенен
- Поясните, пожалуйста, а что означает термин «родовая община»? Представителем какой общины вы являетесь?
- Я представитель родовой общины «Пуасс». Вообще, родовая община - скорее название юридической формы, под которым регистрируется сообщество саами. На самом деле народное объединение происходит по родственному признаку. В общину входят отец, мать, брат, сестра, все остальные родственники. Объединение необходимо саамам для того, чтобы вместе было легче вести традиционный образ жизни.
К типичной хозяйственной деятельности относится оленеводство. Представители общины участвуют в аукционах, на которых приобретают всё необходимое - оленей, технику. После чего на арендованной земле возводят кораль (специальный загон для оленей. - Прим. ред.) и занимаются разведением лесного зверя. Также саами занимаются сбором дикорастущих ягод, рыболовством. Что интересно, у нас даже женщины рыбу ловят! Особенно ловозерские. В Терском районе тоже много рыболовов. Так как они живут на побережье, их прозвали морскими саами.
- Скажите, а есть ли проблемы, непосредственно связанные с вашим традиционным образом жизни?
- Чтобы вести традиционную хозяйственную деятельность, в частности заниматься выпасом оленей, необходима земля. В законе Мурманской области «Об оленеводстве» указано, что право разводить оленей принадлежит саами. В то же время существует федеральный закон, по которому граждане нашей страны могут получить в аренду землю для сельскохозяйственных целей только на аукционной основе. Но на аукционах мы не можем противостоять компаниям, которые хотят заниматься туризмом, на общих основаниях! Несовершенство земельного законодательства для нас большая проблема. Однако мы отстаиваем свои права: обращаемся в Совет Федерации и Государственную Думу с требованием решить вопрос аренды для коренных народов земель под выпас оленей в нашем регионе.
Другая ментальность
- Андрей Руфаилович, согласны ли вы, что традиции коренных народов Севера возвращаются?
- Действительно, сейчас происходит процесс активного возрождения традиционной хозяйственной деятельности, да и вообще всего того, что ранее было утрачено. Сохранением традиций, уклада жизни занимается национально-культурная автономия в Мончегорске. Её представители выпускают брошюры, собирают наследие прошлого, общаются с пожилыми людьми, делают выезды на места традиционного проживания саами.
- А как передаются традиции в быту, семье?
- Процесс передачи традиций начинается с детства. Мама готовит - дочка смотрит, папа ушёл оленями заниматься - ребятня за ним. Вообще, саамы очень чадолюбивы. К сожалению, раньше наш народ был вынужден отдавать ребятишек на обучение в интернаты, зато потом все летние каникулы дети проводили у родителей в тундре. Наверное, для меня и моих сверстников это было самое лучшее время.
- Как сильно саами отличаются от рядовых северян в быту? Носят ли они национальный костюм в повседневной жизни?
- У саами несколько другая ментальность, они отличаются от городских жителей, по-иному воспринимают этот мир. Тем не менее в быту саами носят такую же одежду, как и все остальные. В общинах национальный костюм рассматривается исключительно как предмет колорита, чтобы при желании можно было подчеркнуть своё национальное происхождение.