Этой весной должна состояться предзащита его диссертации, которая посвящена изучению крестьянства Псковской губернии в период гражданской войны.
В научном багаже 24-летнего аспиранта уже более 30 научных работ, которые были опубликованы на страницах различных изданий, в том числе таких, как «Родина» и «Военно-исторический журнал». В 2010-м вышла в свет его монография о Порхове в период Гражданской войны. Казалось бы, темы его научных поисков далеки от современных реалий, однако Максим уверен, что это впечатление обманчиво.
На острие
- Максим, вы принадлежите не к поколению «дворников и сторожей», а к поколению юристов и менеджеров. Именно эти профессии популярны среди ваших ровесников. Почему вы выбрали историю?
- Имея прочные знания о прошлом и умея видеть причинно-следственные связи, несложно понять процессы, протекающие в современном обществе. Многое из того, что было в прошлые эпохи, повторяется и в наши дни, поэтому несложно разобраться в хитросплетениях настоящего. Немудрено, что любая политическая система всегда пристально относилась к исторической науке, пытаясь повлиять на неё. История всегда стоит на острие политической борьбы, и об этом не стоит забывать. Один из примеров тому - т.н. философский пароход. Тогда покинуть Родину были вынуждены многие блестящие историки, которые стали неудобны политическому режиму. Так что в какой-то мере нашу профессию можно считать опасной.
- И плохо оплачиваемой…
- Не спорю, до недавних пор стипендия аспиранта составляла всего 1,5 тысячи, сейчас 2500. К сентябрю 2012 г. ожидается существенная индексация стипендий, но боюсь, что рост инфляции в очередной раз обгонит. Но русский учёный никогда не был богат. Особенно в наши дни. Поэтому приходится подрабатывать.
Смута великая
- Ваш диссертация посвящена изучению крестьянства Псковской губернии в период Гражданской войны. Почему вы выбрали эту тему?
- То время мы можем назвать Великой смутой, как трактовал его Деникин. Меня в отечественной истории всегда интересовали острые социально-политические конфликты, некие пограничные состояния, существующие в обществе. Изучая Гражданскую войну и ей предшествующие события, несложно провести параллели с современностью.
- Значит, мы тоже живём в смутное время?
- Некоторые признаки, к сожалению, наблюдаются. Взять хотя бы острое социальное расслоение общества и ту пропасть , что возникла между сверхбогатыми и бедными. Это прямое следствие событий 1991 года, той мягкой революции, которая уничтожила Советскую империю. Тогда удалось избежать многочисленных жертв и кровопролития, но это не значит, что процесс завершён. В наши дни социальный кризис только нарастает, о чём говорят последние события на площадях крупных городов. В сложившихся условиях первоочередная задача власти - это ослабление социального напряжения в обществе. Подобные процессы мы уже наблюдали в начале XX века. Учите историю - в ней ответы на нынешние вопросы.
- Как вы относитесь к современным нововведениям в системе отечественного школьного образования?
- В основном отрицательно. Убрав историю из числа основных предметов, мы элементарно выбиваем почву из-под своих же ног, рушим духовно-нравственный фундамент нации. А тестовая система ЕГЭ, в первую очередь по гуманитарным дисциплинам, отучает детей думать самостоятельно.
- Почему ваши коллеги с неохотой идут работать в школы, хотя там ощущается нехватка новых кадров?
- Не стал бы говорить за всех, наш выпуск 2009 года в этом смысле можно назвать одним из самых учительских. Вместе со мной дипломы получили 59 человек. И 12 из них связали свою жизнь со школой. Обычно эта цифра раз в шесть меньше. Это был своеобразный рекорд, что признают многие. И я по-настоящему горд за своих коллег, которые не потерялись в педагогическом пространстве и уже стали учителями высшей и первой категории.
- Но история у подрастающего поколения не в большом почёте. Дети сейчас запросто путают Чеченскую войну с Великой Отечественной…
- На курсах подготовки старшеклассников к ЕГЭ один школьник на мой вопрос: «При каком правителе была продана Аляска Америке (для справки: это произошло в 1867 г.)?» - беззаботно ответил: «При Сталине». Мне захотелось проследить логику, поэтому я спросил: на основании чего он так полагает? И он, не задумываясь, ответил: «А он вообще много продавал». Увы...
Угадайка ЕГЭ
- Но почему так происходит?
- Одна из причин - снижение интереса к знаниям. Не меньший вред наносит и пресловутый ЕГЭ. Знание истории - это не только даты, факты и имена, но и умение сопоставлять и мыслить, умение извлекать уроки. А ЕГЭ требует порой от ученика способности угадать ответ.
Ведущие учёные страны, как историки, так и социологи, анализируя состояние нашего общества, сейчас особое внимание уделяют уровню его нравственности. Оно, увы, весьма печально, и в этом я тоже вижу проявление Смуты, и в первую очередь - смуты в головах. О чём можно говорить, когда любая мало-мальски интеллектуальная передача на центральных каналах выходит в эфир в ночное время! Всё поставлено на коммерческую основу самоокупаемости. Отсюда разброд и шатание.
- Может быть, есть универсальный рецепт понимания того, что происходит вокруг?
- Есть, и он принадлежит отечественному историку Василию Ключевскому, который как-то сказал, что «история - не учительница, а надзирательница, она никого и ничему не учит, но больно наказывает за непройденные уроки».