Корреспондент «АиФ на Мурмане» встретилась с кандидатом физико-математических наук, доцентом МГГУ Олегом МАРТЫНОВЫМ, который рассказал, почему гуманитариев больше, чем технарей, а также о проблемах в системе образования.
Задача с десятилетней выдержкой
- Олег Михайлович, когда вы решили посвятить свою жизнь математике?
- Математика мне давалась достаточно легко ещё со школы. Это тот предмет, на выполнение домашнего задания по которому мне требовалось минимум времени. В то же время над гуманитарными предметами я сидел достаточно долго. После школы я сдал экзамены в тогда ещё пединститут, где проучился 4 года. Получил диплом, квалификацию учителя математики средней школы. А потом ушёл в армию. Когда вернулся, преподавал математику в школе. Позже меня пригласили в альма-матер - на кафедру математики, откуда направили на стажировку в РГПУ им. А.И. Герцена.
Затем я поступил в очную аспирантуру при кафедре математического анализа в том же вузе. В 1991 году закончил обучение и пошёл работать в родной вуз. Сначала трудился ассистентом, потом через 5 лет стал старшим преподавателем. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Математический анализ». А в 2007 году мне было присвоено звание доцента.
- Недавно математики всех стран мира отметили День числа Пи. Для некоторых это число наделено магическим смыслом, с ним связано много нестандартных задач…
- Не сказать, что я не верю в магию этого числа. Для меня Пи - одно из многих иррациональных чисел, но наиболее употребительное. Вообще, моя область математических интересов находится несколько в другой сфере, но нестандартные задачи решать, безусловно, приходится. Я готовлю школьников к олимпиадам, выпускников - к заданиям группы «С» в ЕГЭ. Вообще, нестандартные задачи есть во всех областях математики. Например, в моей области есть такие задачи, которые решаются в течение 10 лет, но результаты этой работы пока скромные: разобраны лишь частные случаи.
- В таком случае считаете ли вы, что способность решать подобные задачи имеют люди, что называется, «не от мира сего»?
- Как правило, да. Практика показывает, что зачастую такие люди отрешены от мира. Гениальные люди всегда немного странные! Хотя есть множество учёных, которых странными назвать ну никак нельзя. В нашем университете работает Валентин Фёдорович Зайцев. Студенты от него в восторге, потому что он - настоящий профессор. А когда я учился в аспирантуре, встретил много преподавателей, о которых можно сказать, что они истинные математики. Слушая их доклады, невольно поражаешься, как много может знать человек!
Парадокс бюрократии
- Говорят, в нашем регионе больше «гуманитариев», чем «технарей». С чем вы связываете эту тенденцию?
- Перевес гуманитарных профессий идёт в сторону юридических, экономических и социальных профессий. На мой взгляд, это связано с ослаблением преподавания математики в школе. Раньше абитуриенту, помимо письменного экзамена по математике, необходимо было сдавать предмет и устно. То есть нужно было доказать теорему, утверждение. Поступающий должен был продемонстрировать приёмной комиссии, что он умеет мыслить логически. Сейчас школа по большей части нацелена на подготовку к ЕГЭ, на то, чтобы научить решать стандартные задания. Поэтому ребят, пришедших в вуз, зачастую тяжело научить доказывать теоремы. В этом, безусловно, кроется проблема, ведь красота математики - в доказательстве! Если человек понимает красоту этих доказательств, то он может избрать в качестве своей профессии математику.
- Считается, что раньше в школах давали более углублённые знания. Почему, на ваш взгляд, сегодня уровень образования в нашей стране упал?
- Сейчас учителя получают небольшие зарплаты. Это при том, что учительский труд достаточно тяжёлый, а тем более на первых порах. Нужно разрабатывать собственные конспекты, курсы, методики, адаптироваться к классу. Поэтому желающих устроиться на вакансии, которые предлагают наши школы, не так много. Кроме того, учебный процесс в школах излишне забюрократизирован. Преподаватель должен заполнить уйму бумаг, смысла в которых зачастую нет. Этот процесс забирает колоссальное количество учебного времени и времени подготовки к занятиям. Оценка труда стала складываться по формальным признакам: скажем, не по качеству преподавания, а по количеству бумажек.
Порой до смешного доходит! Сейчас в преподавательском отчёте есть графа, в которой нужно указать, сколько раз за отчётный период включали проектор. Парадокс, но все мои коллеги, с которых я бы хотел брать пример, ни разу не использовали проектор, и я вовсе не считаю, что они в чём-то проиграли! Наверное, использование мультимедийных средств - это дань времени. Но надо понимать, что это нужно не всегда…