«Будешь ругать - сдам в полицию»
- Светлана Владимировна, по образованию вы учитель математики, но преподаёте технологию. Почему?
- Учителем математики я работала 3 года. Потом произошёл ряд изменений в жизни, и сейчас мне кажется, что, именно преподавая этот предмет, я нахожусь на своём месте. Немало усилий прилагает учитель, чтобы научить ученика решать уравнения, но помочь ребёнку овладеть приёмами и навыками работы с различными материалами и инструментами тоже непросто. И когда из его рук появляется на свет открытка, сувенир, изделие - то происходит некое таинство, маленькое чудо.
- Вы работаете учителем практически 25 лет. Многое поменялось, но изменились ли за это время дети?
- Думаю, что сами дети остались детьми со своими шалостями и проблемами, но к жизни они относятся несколько иначе - потребительски. Все знают о своих правах, но не помнят о своих обязанностях. На детское восприятие влияет телевидение, показывающее, что прав тот, у кого сила и деньги, и компьютерные игры, позволяющие быть властителями мира. Но компьютерную игру можно остановить и начать заново, а жизнь невозможно переиграть сначала.
- Что вы имеете в виду?
- Приведу пример. У моих знакомых есть ребёнок младшего школьного возраста. Недавно он заявил маме: «Если ты будешь меня ругать, я обращусь в полицию». Ему пытались объяснить, что его могут забрать в приют, где очень плохо. Тем не менее ребёнок долго не мог понять, почему он не может пожаловаться на родителей, которые его не бьют, не издеваются, но ругают и заставляют делать уроки, отвечать за свои поступки. Получается, что демократия, с одной стороны, превращает нас в людей более свободных, но с другой - ведёт к распущенности и вседозволенности.
- Но нельзя забывать о техническом прогрессе, который даёт больше возможностей, в том числе и для преподавательской деятельности.
- Современное оснащение кабинетов позволяет сделать учебный процесс более наглядным и эффективным. К услугам учителя интерактивные доски, огромное количество образовательных ресурсов, электронных пособий и т.д. Но для детей это не всегда хорошо. Привычка с раннего возраста работать с рабочими тетрадями приводит к постепенному утрачиванию учебных навыков. От этого страдают не только учителя технологии, но и математики, физики, ИЗО. А вообще, многое зависит от мастерства учителя.
Право на обучение
- Труд учителя - благодарный труд?
- Думаю, что да. В фильме «Ирония судьбы» говорили, что ошибки учителей не так заметны, как ошибки врачей, но их последствия не менее печальны. Поэтому быть учителем - большая ответственность. Очень радуют детские победы, ведь каждая из них - это достижение и для преподавателя. Ученики нашей школы участвуют в различных выставках и конкурсах. Нам есть чем гордиться. Так, в 2007 году работа наших старшеклассниц «Нервная анорексия как следствие влияния средств массовой информации на сознание молодёжи» на всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура» получила диплом 2 степени. А в 2009 году на областной экологической выставке-конкурсе «Мусору - нет!» команда нашей школы получила «Приз зрительских симпатий». Сейчас готовимся к следующим вехам.
- Наверное, обидно, когда работаешь с ребёнком несколько лет подряд, а потом он уходит в другую школу. К тому же сейчас не во всех средних учебных заведениях есть 10-е и 11-е классы…
- Безусловно. Впервые старших классов нет и в нашей школе. Сразу она стала какая-то другая. Зато повзрослели 9-классники. Возможно, они чувствуют свою ответственность, ведь теперь они старшие. Оптимизация - грустное слово, и трудно представить, к чему она приведёт образование. Не могу сказать, идёт ли она на пользу или нет. Ещё недавно учителя приходили к детям с единственной целью - дать им знания, воспитать . Сейчас учитель помимо своих основных функций должен оформить несметное количество бумаг, подтверждающих его право быть учителем. Хотя мне кажется, что если человек проработал в школе достаточно давно и достиг определённых успехов, то ничего никому доказывать не должен, поскольку случайные люди в образовании надолго не задерживаются.